продолжение...

Финасовые же бонзы попросту осознали, что музыка – не столь привлекательная сфера вложения капитала, как то казалось раньше. Оставив музыку в покое, финансовые потоки пошли в более лакомые русла, соответственно, отпуская тиски тотального культурно-финансового контроля, полностью выхоластившего, например, тот же «русский рок» и превратившего его в игрушечно-протестную форму досуга. В то же время уже тут и там возникают и множатся независимые маленькие лейблы, издания, сайты, пропагандирующие «независимую» музыку, творческие объединения. Мелкие радиостанции, которые гигантские FM-корпорации и не замечают в бесконечном соперничестве между собой, вдруг обретают нешуточный субкультурный смысл, собирая свою независимую аудиторию, вырабатывая свой собственный взгляд на жизнь. Рождается новый андеграунд? Я бы поостерегся делать громкие заявления, но тенденции к формированию независимого, параллельного, если угодно, культурного пространства налицо. При этом мир большого бизнеса, как ни странно, частенько оказывает поддержку весьма интересным и новаторским явлениям современного искусства, не забывая, впрочем, извлекать из этого пользу. Так, хорошим тоном для формирования имиджа той или иной крупной компании становится ее участие в культурном проекте в качестве спонсоров. Позиционируя продвигаемый на рынок продукт (будь то кофе, электробритвы, одеколон или коньяк) как товар высшей пробы, компании стараются блеснуть хорошим вкусом и в знании искусства, пытаясь связать в сознании потребителя марку своей продукции с направлениями музыки, считающимися элитарными. Например, с джазом. Возможно, в этом секрет новой моды на джаз, который был представлен в уходящем году несколькими крупными фестивалями, среди которых, конечно же, хотелось бы выделить «Богему Джаз» и «"Русский стиль. Усадьба. Джаз" (оба прошли весной). Ярким подтверждением нашим рассуждениям может служить и недавно прошедший в Москве фестиваль «Jazz в Старом городе», спонсором которого выступил известный производитель отечественного коньяка. Бизнес бизнесом, но фестиваль собрал на своих площадках таких замечательных исполнителей, как всемирно известный саксофонист Анатолий Герасимов, бразильская вокалистка Мауши Аднет, виртуозный дуэт «Белый острог», самобытная певица Нино Катамадзе и многих других.
Стало быть, такие альянсы искусства и бизнеса можно только приветствовать, ибо, возможно, именно эта тенденция позволит развиваться направлениям изысканным, утонченным, аристократичным - в противовес уже навязшей в ушах псевонародности в самом вульгарном ее понимании (группа «Ленинград» и Верка Сердючка – это еще цветочки). Так, в Москве назревает новая волна декаденской куртуазности и интеллигентной эстетства. Вновь в моде Вертинский, большой интерес к эстраде 30-40-х годов, а усилиями столичных неоденди, участников групп «Оберманекен» и «Бостонское чаепитие», формируется новое, «бархатное» подполье, навеянное сладкими снами Серебряного века, капризностью и изломанностью французского символизма, но при этом достаточно ироничное, чтобы впадать в идеалистические иллюзии. Появляются интересные, новаторские явления в электронной музыке, не ослабевает интерес к этнике (вспоминаются фестивали «Этна» в Саду Эрмитаж и «Дивы Евразии»), неплохо себя чувствует, как мы уже заметили, и «тяжелая» музыка. Стало быть, анализируя год уходящий, есть повод с оптимизмом смотреть в год грядущий. Время все расставит по своим местам. А среди людей творческих всегда найдутся те, кто плывет не по течению, не против, а туда, куда считают нужным.




Карта сайта

 
Hosted by uCoz