журнал "Территория культуры" о "Бархатном подполье"-2006  


Несколько слов в защиту куртуазного декаданса.
Автор - Сергей Щепилов

Жизнь продолжается, все идет своим чередом, а между тем в Москве незаметно, без особой помпы, но и без ложной скромности прошел фестиваль куртуазного декаданса «Бархатное подполье». Вроде нас уже ничем не удивишь, и каждый может найти в столице группу единомышленников, или, попросту, свою тусовку. Широко представлены блюз и панк, буйным цветом цветет регги и всякая этника, никуда не делись барды и хип-хоп, рокерам – вообще раздолье, тут разновидностей жанра – десятки, не считая ответвлений. И вот поди ж ты – куртуазный декаданс...


Не для всех?
С одной стороны, абсолютно понятно желание художника (и, в частности, музыканта, или коллектива таковых) донести плоды своего творчества до возможно большего числа людей. Математика, или даже арифметика, проста, как ручка громкости: чем больше людей придет на концерт и / или купит дисков, тем больше э... отчислений, так сказать. А если еще ротация на радио, а там, глядишь, и на ТВ... В общем, цели ясны. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и такой благородной задачи, как популяризация собственных произведений.
Не менее понятно, впрочем, стремление людей искусства создавать это самое искусство не для всех. «Для тех, кто понимает» - вот он, универсальный пароль элитарного, как сейчас принято говорить, творчества. К сожалению, пароль этот стал расхожей фразой и рекламным слоганом, утратив заложенный в него изначально глубокий смысл. При этом грань между элитарным и массовым искусством зачастую не так уж и очевидна, и порой лишь указывает на некие тенденции. Считается, например, что так называемая «классическая» музыка всегда черпала из бездонного источника музыки «народной», но струнный квартет, челесту, а то и арфу с флейтой слушали дамы и господа во дворцах и на верандах, а уделом простолюдинов были жалейки да гармошки. Или их аналоги, с поправкой на историю с географией. Из чего, однако же не следует, что музыканты происходили лишь из благородных сословий.

Лирическое отступление: Уже ль тот самый?

Как-то по весне собрал Стас НАМИН журналистов, музыкантов и прочих мажоров-тунеядцев на мероприятие, которое не было ни пресс-конференцией, ни презентацией, ни вечеринкой, но посвящено было, как следовало из пресс-релиза, 40-летию движения хиппи в России. Ясное дело, что срок этот - условный, но повод действительно достойный. Однако по этому поводу к удивлению собравшихся г-н НАМИН заявил, что первыми хиппи на Руси были Александр Пушкин и много позже Велимир Хлебников, а вот сам он был пионером, потом комсомольцем, и никакого отношения к детям цветов не имеет. Попутно г-н НАМИН продемонстрировал полную неосведомленность в оценке творчестве ВИА «ЦВЕТЫ» и группы имени себя. Трудно сказать, был ли это заготовленный стеб, или спонтанный каприз, да и не всегда человек может адекватно оценить свое давнее творчество. Но многие из тех, кто пришел на мероприятие именно потому, что связывал свою жизнь (хотя бы и прошлую) с идеалами и атрибутами движения хиппи, были озадачены, если не сказать, возмущены. Среди последних – Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, музыкант и журналист, считающий, что хиппи до сих пор живут среди нас, что по большому счету ничего не изменилось, и только внешние признаки апологетов движения упразднены за недадобностью. И вот этот самый Владимир организует фестиваль куртуаного декаданса?

Как можно-с?..

Ну, во-первых, ничего парадоксального в этом нет. Сам он когда-то хипповал, а потом увлекся дендизмом. И преемственность налицо, потому как и хиппизм, и дендизм предполагает творческое отношение к жизни. Когда творчеством становится все – от внешнего облика до поведения в быту. И если ПУШКИН, как утверждает НАМИН, был хиппи, то уж его (ПУШКИНА) любимое детище Евгений ОНЕГИН совершенно очевидно был типичным денди.

В. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ придумал фестиваль, ориентируясь исключительно на свои вкусы. Он объясняет это так:
Я посмотрел пластинки, которые я слушаю, книжки, которые читаю, тенденции и элементы в живописи и фотографии, которые мне нравятся, и из всего этого нарисовалась определенная картина. Я подумал, каким словом можно все это определить. Поскольку стилевые веяния здесь очень разные и даже полярные. С одной стороны – куртуазные романы 17-го века, культ поклонения прекрасной даме, с другой стороны – декаданс, как явление европейской культуры 18 и 19 веков. Вообще каждый рубеж столетий тяготеет в культуре тем или иным образом к декадансу. А поскольку мы находимся на сломе эпох, все это носится в воздухе. И может быть мы одними из первых обозначили это в виде фестиваля. Не случаен интерес к Вертинскому, к Игорю Северянину, которого вообще-то подзабыли...


Куртуазный декаданс – свежее веяние столичного арт-хауса. Его бэкграунд весьма обширен: от поэзии французского символизма до А.Вертинского, от Серебряного века и западного глэм-рока до советских «стиляг» и «куртуазных маньеристов».

Так, по крайней мере, утверждал анонс фестиваля. На самом деле ростки этого явления проросли у нас довольно давно. Достаточно вспомнить группу ОБЕРМАНЕКЕН, отметившуюся кстати на прошлом подобном фестивале. Уже лет двадцать эти музыканты позиционируются как создатели стиля «новая эротика», который перерос затем именно что в «новый декаданс», и являются чуть ли не столпами эстетизма в русскоязычной поп-музыке. Свое поэтическое слово сказал тогда же Вадим Степанцов, глава Ордена куртуазных маньеристов. Можно припомнить и давние выступления того еще АУКЦЫОНа, когда манеры участников группы еще шокировали публику. (Скажите один раз честно: сейчас еще можно чем-нибудь шокировать публику?) Посему участие г-на ВЕСЕЛКИНА в мероприятии разумелось само собой. Да что там говорить, некоторые лириксы и мелодии нашего великого гуру БГ буквально пронизаны эстетским пафосом и не менее эстетским стебом. А если оглянуться назад и взять чуть западнее, то там замаячат фигуры БРАЙАНА ФЕРРИ, ну, с QUEEN тоже все понятно.. Так, кто там еще? Ага, FRANK ZAPPA, DAVID BOWIE. Однако стоп. Хватит реминисценций. Вернемся к нашим.

Доколе?

Техническую сторону фестиваля оставим на совести организаторов, без ляпов не обходится ни одно подобное мероприятие. Но к перформансам подобного рода требования должны предъявляться по высшему разряду, и устроители фестиваля самим фактом его проведения поставили себе и другим весьма высокую планку, дотянуться до которой смогли далеко не все участники. Досадные технические накладки, которых не удалось избежать даже самим носителям идеи, неотрегулированный баланс, совершенно неуместное использование караочных микрофонов, и прочая – суть казусы, недопустимые под вывеской такого уровня.
Впрочем, этим и исчерпываются досадные минусы мероприятия. Остальное можно трактовать больше как плюсы.


Открывал фестиваль неприлично молодой, но весьма одаренный чтец Петр Воротынцев. Он исполнял стихи Игоря Северянина в весьма, так сказать, аутентичной манере: жеманно грассируя, «где надо», с некторым нажимом, обводя публику широким жестом трости, делая паузы, достойные больших и даже очень больших театров.

Я в комфортабельной карете
На элиптических рессорах
Люблю заехать в златополдень
На чашку чая в жено...
(пауза, трость покровительственно описывает дугу) .. клуб!

Думается, примерно в таком стиле выступал когда-то и сам Король поэтов. Готов поспорить, что Станиславский сказал бы: «Верю!». Из почтенной публики вместе с аплодисментами доносились возласы «шарман!» и «манифик!», и трудно сказать, чего в них было больше – иронии или искреннего одобрения. Одно можно утверждать: было это весьма органично. Кстати, так же органично звучало на протяженгии всего фестиваля обращение к публике: дамы и господа! Не у всех еще получается, не всегда к месту. Здесь было к месту и получалось, и определило во многом атмосферу всего дальнейшего действа.

Поэзоконцерт продолжил Владимир ГОЧУА, известный московской тусовке как басист ПАПЕРНОГО. Здесь он выступал в качестве соучредителя группы СЕРЕДИНА НЕБА. Он читал уже свои стихи. Читал пронзительно, драматично, с надрывом. Может, кому-то даже показалось, что он переигрывает. А мне лично это напомнило Войничского Овода, и думаю, что эта роль была бы для него в самый раз.

Я буду безумно красив, когда смою
Дорожную грязь, коркой вросшую в плоть мне,
И свежий костюм новомодного кроя
Надену взамен надоевших лохмотьев,
Потом... А пока взор спелёнут мой грустью.
Подай мне! Но помни: верну всё сполна я.
В один светлый день, как Юпитер, прольюсь я
Дождём золотым на ланиты Данаи.

Потом была весьма приличная, по контрасту очень светлая музыка вышеназванной группы, и литературно-музыкальную композицию продолжил ровный и приятный женский вокал на фоне добротно сделанного салонного саунда.


Текущие проекты
Спи, любимый мой, спи, и пусть будет спокойным твой сон.
Утром проснувшись, печаль прошлую выгонишь вон.
Вспыхнет яркое солнце там, где вчера была тень.
Помни, радость моя, завтра наступит твой день.
Поверь мне,
Я знаю точно -
Завтра наступит твой день.

В одну упряжку?..

Дело вкуса, но как несомненный плюс фестиваля можно трактовать и то, что по-настоящему куртуазных персонажей было не более половины участников. Среди остальной половины были замечены:
Готические танцоры. Он – весь в черном. Она – вся в белом. Трагический танец под не менее трагическую тяжеленную балладу.
Барды. Так называемое первое творческое объединение ПыХ было представлено обаятельным «своим парнем», эдаким вечным студентом, который пел под типично бардовский гитарный аккомпанемент такой вот незатейливый текст:

Я хочу, чтоб была королевой ты,
И с ногами чтоб самыми длинными,
Непременно в костюмчике Евы,
Я ж надену свой клифт малиновый.

Стриптиз. Ну да, стриптиз. Было заявлено, что куртуазный. Тут нужен специальный критик. Но было красиво.
Был и театр. Театр Бу при Доме Булгакова, чьи актеры, то есть, pardon, актрисы продемонстрировали, помимо роскошных нарядов, великолепную пластику и мимику, и сотворили то самое волшебство, которое может сотворить только театр, а именно увлекли присутствующих в совсем другое время и пространство. Особо чувствительные приборы наверняка зафиксировали бы наибольшую концентрацию декаданса в атмосфере клуба именно во время театрального действа.

Старый добрый GLAM...

Ключевое слово фестиваля – Гламур. После программы даже был организован специальный круглый стол, где гостям и участникам, опять же персонажам гламурным, было предложено сформулировать определение: что же все-таки это такое, гламур этот? Особой ясности на этот предмет внести никому не удалось, хотя все в общем понимают, о чем речь. Да и так ли важно для людей дать название тому миру, в котором они существуют и элементами которого являются - или кажутся? А может, и сам этот мир – кажущийся?
Как бы то ни было, самым гламурным персонажем фестиваля несомненно стал поэт Гёц Пилявский – персона неоднозначная, но весьма яркая. Весь облаченный в черную кожу, весь в серебряных перстнях, в сапогах на высокой платформе, он выразительно и именно что манерно декламировал:

Свечей, свечей, свечей!
Здесь бокал декадентов обвивает ресницами кто-то ничей..
В пустоте тонкие ногти, белые ноги
из-под пурпура мира,
и высеченный тихий рот вампира

В общем, как и было обещано устроителями «погружение в капризный мир тонких ощущений, гламура и сумеречного мистицизма.»

Оба-на!

И тут – полный, просто буквально полный контраст!
Олег ЛОМОВОЙ выдвинулся на сцену, облеченный в халат, тапки и ночной колпак. Собрав в себе лучшие внешние черты Ноздрева и Журдена, он спел абсолютно релевантную его халату пародийно-романсоподобную песню о том, как его полюбила Аграфена, и не какая-нибудь, а «институтка в лиловых чулках». А la салонно-кабацкий аккомпанемент фортепиано и скрипки подчеркивал то, что должно было иметь отношение к куртуазности, или к декадансу, но уже скорее с позиции пародии. Потом была песня про таинственную ночную женщину-мышь, которая то досаждает автору, то доставляет ему массу приятных, несомненно* тонких ощущений. Вообще же мощная фигура журналиста, музыканта, спортсмена и просто хорошего человека ЛОМОВОГО стала как бы центром тяжести фестиваля. По одну сторону – эти самые декаденты и гламурные персонажи, по другую – те, кто не попадает под это определение, но вроде как и не чужой на этом празднике жизни – «просто» музыканты, каким-то боком имеющие отношение к заявленным темам или пользующиеся личной симпатией устроителей.

Например, фольклорный коллектив ПОЛЫНЬЯ порадовал абсолютно акустическим свежим звучанием, этническим привкусом и потрясающе стройными женскими голосами. Тут как раз все было наоборот – внешне все более чем просто: сугубо холщовые платья, да и вообще подчеркнуто незатейливая внешность участников, из авантажных атрибутов – только зонтик. Но исполнение совсем даже не куртуазных текстов было вполне на уровне.

Ну и наконец группа Владимира ПРЕОБРАЖЕНСКОГО БОСТОНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ – явление в высшей степени эстетское. Любопытных отсылаю к весьма информативному сайту группы, где можно найти много чего ** полезного для ума и сердца. Скажу лишь, что изысканное звучание этого коллектива вроде как навевает массу ассоциаций, но при этом является очень индивидуальным. Тот редкий случай, когда форма соответствует содержанию. Когда декадентство – не самоцель и не форма самовыражения, а единственно возможный способ существования. Фронтмен группы, он же отец-основатель фестиваля, то ли пел, то ли доверительно-вкрадчиво рассказывал:

Девушка, читающая Фаулза,
Любит абрикосы и клубнику
Изучает «Книгу перемен»,
Тинто Брасса прячет как улику

Любит, как стучит февраль
Миллиардом снежных искр в окно,
Где она закутав в плед,
Плечи с ним под вечер пьет вино.
С тем героем из фильма.

Усиливали это эстетское впечатление актрисы все того же Театра Бу. Довольствуясь на этот раз скромной ролью бэкграунд-кордебалета, они не потерялись на фоне группы, а вместе с музыкантами ЧАЕПИТИЯ наэлектризовали зал до предела, так что в общем, как мне кажется, ожидания публики были более чем оправданы.


Так вот те самые несколько слов в защиту куртуазного декаданса, который ни в какой защите, разумеется, не нуждается. Как и в любом жанре, здесь есть хорошая и плохая музыка, сильные исполнители и не очень.
Главный критерий оценки искусства остается прежним: нравится это лично вам или нет? Задевает струны? Никому не возбраняется воспринимать это просто как прикол, или как игру – от этого никому не хуже. Фестиваль справился по крайней мере с двумя задачами. С одной стороны, собрал на одной площадке очень разных исполнителей, предоставив им возможность выступить в контексте этого действа. С другой стороны, продемонстрировал публике как уже имеющиеся, так и потенциальные возможности заявленной арт-хаусной культуры.

P.S. В процессе фестиваля никто не спел «Venus In Furs». И вообще, в данном случае «Бархатное подполье» ничего общего с VELVET UNDERGROUND не имеет. Кроме музыки, разумеется, которая общая для всех.


Погрузиться с "Бархатное подполье"
ЖЖ-сообщество "Бархатное подполье"
Для деловых предложений и комментариев, касающихся "Бархатного подполья"


 

Карта сайта

 
Hosted by uCoz