|
РЕЦЕНЗИИ НА НЕКОТОРЫЕ ПОЯВИВШИЕСЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СD
Леонид ФЕДОРОВ: "Лиловый день". 06 февраля 2004 года
Новый альбом лидера "АукцЫона" записан на кухне. Согласно законам шоу-бизнеса,
он должен, просто обязан быть забракован. И это хорошо. Каждая из песен имеет по
крайней мере на два осязаемых ухом слоя. Первый - это Леонид Федоров с гитарой,
записанный цинично плоским, нарочито топорным звуком (ручки эквалайзера крутить
бесполезно); его дополняют, а порой даже и заглушают бытовые шумы - от звука
включенного газа на плите и вентилятора до звуков дождя; фрагменты классических
произведений (Рахманинов, Вивальди, Шнитке), а также записи перуанской певицы
Имы Сумак, дудука Дживана Гаспаряна, хора русской духовной музыки "Сирин".
Возникающие из ниоткуда и уходящие в никуда. В целом ощущение такое, будто мы не
просто подслушали, как напевает человек в соседней комнате, а слышим музыку,
звучащую у него в голове.
Что ценно, Федоров собрал на альбоме действительно новые песни: "Вьюга",
"Полнеба", "Печаль", "Лиловый день". И этим пластинка выгодно отличается от его
прошлых сольных работ - "Четыресполовинойтонны" и "Анабэна". Подавляющее
большинство текстов принадлежат постоянному автору "АукцЫона" Дмитрию Озерскому,
один - Олегу Гаркуше и один, наиболее футуристический, самому Федорову. Лучшие
композиции, на мой взгляд, "Музыка моя", "Думай про меня", "Вьюга", "Города".
Удивительный мелодизм Леонида Федорова не спрячешь ни за какими шумами! А
простота и кажущаяся безыскусность иных стихов неожиданно обнаруживают глубину и
масштабность вселенских размахов - качество, исконно присущее народным песням.
"Как бывают далеки День и ночь и утро-вечер, Музыка моя, Постой, больше я тебя
не встречу..." В конце 80-х рок в России был окончательно масс-культурой освоен,
присвоен, причесан, упакован в красивую целлофановую обертку и выставлен на
полку культурного супермаркета. Федоров делает шаг в противоположную сторону, к
истокам. "Лиловый день" воспринимается как альбом-манифест, альбом-вызов. Такое
явление можно назвать "кухонным роком" (ведь есть же "гаражный"). Кстати, в
подобной эстетике, презрев возможности современных студий, записывает в
последние годы альбомы и бывший лидер "Звуков Му" Петр Мамонов, ставший
добровольным затворником в своей подмосковной деревне. Не исключено, что скоро у
Федорова и Мамонова в этом плане появятся подражатели.
pS "Лиловый день" выпущен на никому не известном лейбле ограниченным тиражом.
Журналистам для рецензии не выдается, а стоит недешево. Известным российским
рок-журналом номинирован на лучший альбом 2003 года.
King Crimson «The Power To Believe»
Sanctuary Records, 2003
Не случайно первый визит King Crimson в Россию, почти совпавший с выходом альбома, стал для многих музыкальным событием года № 1. Ведь рок-группу во главе с гитаристом-виртуозом Робертом Фриппом по праву называют самой интеллектуальной, изобретательной и непредсказуемой.
«The Power To Believe» продолжает линию поздних альбомов KC, где авторы будто отгораживают свои сокровенные переживания, надежды и мечты от слушателя холодом «стального» гитарного звука на стыке прогрессив-рока, авангарда и даже индастриала. Здесь бушуют титанические силы и стихии. Атмосфера альбома – это мир человеческой цивилизации даже не на грани глобальной катастрофы, а уже за гранью, в странном, мутировавшем пространстве. От альбома веет ядерной зимой, но есть и другое настроение – та самая «Сила поверить», которая прорывается из-под «тяжелых» гитарных риффов, как цветок сквозь асфальт. Эта музыка рождает много вопросов, но не дает однозначных ответов. Как и один из комментариев Фриппа к новой работе: «Когда рядом взрываются две атомные бомбы, наверно, хочется сказать больше, чем просто: «Это судьба».
Аквариум «Песни рыбака»
CD Land records, 2003
Новый альбом «Аквариума» - настоящая поп-музыка для интеллигенции.
Изящное плетение словес, фразы, которые моментально становятся афоризмами, обилие реггийных ритмов, создающих приятную расслабленную пульсацию, вкрапление этнических инструментов, записанных с индийскими музыкантами в Дели, и… удивительная предсказуемость. Вплоть до того, что «Туман над Янцзы» (самая красивая и изящная вещица) – если убрать текст, немедленно превращается в «Гарсон № 2». Впрочем, не впервой такое.
Догадываясь о всевозможных замечаниях в свой адрес, БГ, кажется, решил ответить всем критикам сразу, о чем свидетельствуют строки некоторых песен. Самой сильной фразой в этом смысле является, пожалуй: «Если тебе не нравится, как я излагаю, купи себе у Бога копирайт на русский язык».
Среди удач альбома отметим всю тот же «Туман над Янзцы», ироничную «Диагностику кармы» и очередной русский эпос «Человек из Кемерова», придающий пластинке особую концептуальность.
Eric Truffaz
Gala records, 2003
Если вас интересует музыка, берущая начало в недрах джаз-рока и отправляющаяся затем в необозримые просторы экспериментирования, квартет Эрика Трюфаза, думаю, придется вам по душе. Коллектив отличает очень интеллигентный подход к звуку и аранжировкам, что не исключает смелых сочетаний и атональных мелодических ходов. На первом плане – труба, ее изящно дополняют бас, барабаны, гитара, местами клавишные. Поклонникам джаз-рока, духовой школы Яна Гарбарека рекомендуется особо. При всей изысканности эта музыка вполне и как фоновая. Разумеется, не во время обеда в "Макдональдсе».
ДДТ «Единочество»
Real Records, 2002
По альбому не скажешь, что Юрий Шевчук, на самом деле, талантливейший поэт и прекрасный мелодист. Почти ни одной мелодии с «Единочества» не напоете. Скорее он похож на саундтрек. Остросоциальные тексты, наполненные мыслями о стране и нашем времени, весьма характерны для Шевчука. Но на этот раз они почти наговариваются. Причем на неоправданно «завернутую», хотя и интересную по своему построению музыку.
Что с вами, Юрий Юлианович, к чему эти безумные эксперименты? И почему, имея недюжинный вокал, вы проговариваете большую часть альбома шепотом, который чередуется с выкриками?..
И только в конце релиза лидер «ДДТ» дарит нам, наконец, ПЕСНЮ. «Осенняя»… Любимая тема.
Что предложит нам группа во второй части «Единочества», которая выйдет весной, остается только гадать. Надеемся, что ПЕСЕН там будет больше. В противном случае не лучше ли Юрию Шевчуку издать сборник стихов?
Аукцыон «Это мама»
«Мистерия звука», 2002
Новой полноценной работы группы мы не слышали аж с 1993, когда вышел гениальный альбом «Птица», состоявший из одних хитов. Затем последовала череда экспериментов - идеолог «Аукцыона» Л.Федоров сотрудничает то с А.Хвостенко, то с «Волковтрио», то выпускает сольные альбомы, в стихах все больше приближаясь к русскому футуризму образца Хлебников-Крученых, а в музыке - к джазовому авангарду.
Трудно отделаться от мысли, что концертник «Это мама» выпущен знаменитой группой в первую очередь затем, чтобы подтвердить, что «Аукцыон» жив. Новых песен здесь всего две – «Якоря» и «О погоде», которые в нынешнем виде выглядят скорее как наброски, а не как полноценные композиции, остальные уже известны по другим альбомам – «Зима», «Фа-фа», «Заведующий», «Голова-нога» и др.
Музыканты вновь проявляют себя как блистательные инструменталисты и виртуозные импровизаторы, но в целом альбом напоминает игру в одни ворота и от него веет холодом. Если так пойдет дальше, мы рискуем потерять (вслед за «Звуками Му») еще одну любимую группу, увлекшуюся субъективизмом и оттого зашедшую в тупик.
Мумий Тролль «Меамуры»
CD Land Records, 2002
Альбом ждали. На него надеялись. И даже молились. Он же встретил многочисленных поклонников расслабленно-ленивым, меланхолично-конфетным (в тон обложки) и несколько усталым.
По крайней мере резких эмоциональных выпадов в духе «Владивостока» вы здесь не найдете.
Однако стиль «МТ» безошибочно угадывается с первых аккордов, а очаровательное словоблудие Илье по-прежнему не изменяет и порой выглядит в тексте действительно удачными и занятными перлами. «Бросаешь мне плавки в лицо, Как будто рвешь себе вены, Ты наверное шутишь…» - довольно-таки емкая психологическая картинка, согласитесь! «Влюбляться снова в моде» - утверждает наш любимец, а стало быть, не еще потеряно, особенно «если уж и твой муж прячется в душ…»
Вслед за этим несложно догадаться, что новый альбом, как и прежние, больше всего понравится тем, кому уж замуж невтертеж. И в этом его сильная сторона.
Гражданская оборона "Трибьют".
"Мистерия звука", 2002
Волна трибьютов, в последнее время накатившая на отечественный шоу-бизнес, не ведавший ранее этого заморского чуда, добралась, наконец, до самой скандальной и легендарной российской панк-группы, олицетворяющей у нас в стране дух бунтарства и анархизма. (Впрочем, этот самый анархизм, как мы выяснили на примере все того же Егора Летова, лидера "Гражданской обороны", может не просто граничить с коммунистическими идеалами, но и плавно сливаться с ними, но каша от этого хуже все же не стала, а масло, как выяснилось, лишь подогрело огонь популярности.)
Обилие желающих принять участие в столь рискованном и эпохальном проекте впечатляет - на диске отметились 25 (!) смельчаков, очень разных по музыкальному спектру и калибру. В числе предложивших свои версии песен революционера-радикала Летова рокопопсовые "Смысловые галлюцинации" и "Ляпис Трубецкой", искрометные девичьи панк-бэнды "Бабслэй" и "8-я марта", провокационно-ресторанный проект "Родители молодых", старая рок-н-рольная гвардия в лице "Чижа и К'" и Чернецкого, малоизвестные "электронщики", типа "386 DX" и Еxtremely Low Frequency, и даже совсем андуграундные фигуры, вроде "Рады и Терновника" и Юли Тузовой. Совместно с проектом "Московское время" в создании трибьюта принял участие и старший брат Егора Сергей - известный джазовый саксофонист.
Результаты интригующих опытов оказались, прямо скажем, различными.
Невозможно без слез слушать "Зоопарк" от Доктора Александрова, переделанный в жиденький реггей. Выигрышно смотрятся версии от групп "Сахара", "Дочь Монро и Кеннеди" и даже "Ляписа". А вот "Ленинград" не впечатлил совсем, хотя и замахнулся на "Красный смех", причем с помпой и с претензией.
Наиболее оригинально и творчески подошли к работе питерские "Бабслэи" и московские "Рада и Терновник" (звучит табла и контрабас), выдавшие яркие и вместе и тем очень непохожие на оригинал изюминки, прослушать которые рекомендую всем и неоднократно.
Автор этих строк давно с мазохистским предвкушением ждал, когда какой-нибудь DJ доберется до "Лаботомии", "Все идет по плану", "Маленького принца". Дождался.
Дмитрий Дибров "Ром и пепси-кола"
Real Records, 2002
Петь телезвездам ни в коем случае не возбраняется! Особенно звездам такого ранга, как Дмитрий Дибров, оценивая бурную и весьма успешную деятельность которого, невольно воскликнешь: «О, счастливчик!».
Не мудрствуя лукаво и, видимо, чтобы избежать досужих рассуждений коллег о его достоинствах и недостатках как сочинителя песен, Дибров решил обратиться к отечественной рок-классике. Для сольного альбома он избрал предметом своих экспериментов творчество Майка Науменко, ныне покойного лидера легендарной группы «Зоопарк».
В этом ему помогли как нельзя кстати нарисовавшиеся вдруг друзья-музыканты, в частности Андрей Шепелев, лидер группы «ГрАссмейстер», а ранее – участник знаменитой «Кукурузы».
Основное ощущение от альбома сводится к тому, что от рок-н-рольной задиристости и блюзового нонконформизма, присутсвующего в песнях «Зоопарка», здесь мало чего осталось. Зато присутствует эйфорическая атмосфера праздника и беззаботности, близкая в духу западных молодежных кафе 80-х, временам диско и массового увлечения аэробикой. Главный герой (он же вокалист) слегка жеманен и бесконечно игрив (даже в слова вставляет лукавую, на уровне междометий, отсебятинку) а улыбка, кажется не сходит не сходит с его сияющего лица ни на минуту. Ближе всего к оригиналу оказывается «Мария»,
весьма комично слушается песня «Бедность», а «Прощая, детка» (которая присутствует на диске в двух частях) едва не дотягивает до трип-хопа. Что касается знаменитых майковских хитов «Дрянь» и «Песи-кола», то они
стали вполне осовремененными и рассчитанным на слушателей модных радиостанций, за что многие скажут Диброву огромное спасибо. А иные все же отметят, что в новых версиях совсем мало осталось рома, зато явный перебор пепси-колы.
Смысловые галлюцинации «Лед 9»
Real Records, 2001
Чтобы понять, что такое на самом деле «Лед 9» и какие удивительные преобразования с окружающей средой способен творить этот неведомый науке химический элемент, рекомендую почитать «Колыбель для кошки» Курта Воннегута, ибо образ взят именно оттуда.
Сам же альбом выдержан в ровном и, в общем-то, довольно органичном стиле, однако здесь нет явных хитов. Немного вселенской депрессивности а ля «Агата Кристи», уже знакомый утяжеленно-электронный саунд в который (к сожалению, весьма редко) врывается саксофон, космический размах не меркнущих с веками проблем: Время, Разум, Смерь. Любовь, Одиночество. Альбом, песни которого связаны единым внутренним настроением, весьма похож на саундтрек к фантастическому фильму.
Герою этого повествования, видимо, и впрямь приходится решить проблемы, вселенские по своим масштабам: он будто стоит на пороге нового мира, с тревогой всматриваясь в его зыбкие очертания, или несется на гигантской комете, признаваясь, что у него тоже бывают порой «страшные сны» о том, что «весна умерла», и твердя кому-то, нам неведомому: «Уходи, я прикрою», «Я не сдамся живым», «Мы прожили в тобою больше, чем жизнь». И нам хочется верить, что будет «все под контролем» до самого конца и закончится благополучно.
На диске, помимо 11-ти программных вещей, присутствуют два видеоклипа, а также два ремикса - на песни «Звезды 3000», и «Вечно молодой» (в последней спел Эдик Самойлов из группы «Сахара»).
«Запрещенные барабанщики» и Граф Хортица («Родители молодых»)
«Еще раз о Чорте»
Мистерия звука, 2001
Ресторанная составляющая в музыке «барабанщиков» чувствовалась всегда. Вот мы наконец-то и докопались до правда! В 70-е музыканты скандальной группы, известные своим цинизмом и абсолютным презрением ко всякой политкорректности, входили в состав популярного кабацкого бэнда «Родители молодых» под предводительством вокалиста Гарика Осипова, гордо именуемого ныне Граф Хортица.
На альбоме мы слышим песни, записанные на домашних студиях в Херсоне, Одессе, Запорожье в 1975-76 гг., а ныне восстановленные и частично дописанные. О чем песни? Про двух евреев, угнавших самолет, про Бродвей, бомжих, завлекающих проходимцев «Перцовкой». И даже присутствуют всякие «начальник, отпусти». Одесса-мама, в общем, сплошная! Ностальгический привкус эстрады 70-х, помноженный на обаятельную брутальность, позволяющую каждому хоть на миг ощутить себя Остапом Бендером. Здесь, кстати, мы найдем и объяснение тому, за что же «замочили» несчастного негра, принесшего славу «Запрещенным барабанщикам» два года назад.
Диск нравится не за, а скорее вопреки. Но до конца его лучше не дослушивать.
Кеды «Запанки»
Фирма грамзаписи «Никитин»
Панк-группы любят пародировать легкомысленную эстраду и делают порой весьма занимательные карикатуры. Похоже, последняя решила отомстить и, взяв на вооружение музыкальные приемы хард-кора, гранжа и даже панка, создала довольно слабый, хотя и весьма нетипичный попс.
Альбом группы, костяк которой составляют Владимир Левкин (экс-«На-на») и гитарист Вячеслав Качин (автор всех песен), наглядно доказывает лишний раз простую мысль о том, музыку для тинейджеров должны делать сами тинейджеры. Иначе, даже если со знанием дела поешь про «чупа-чупы в шампанском», развязную одноклассницу, которая «взрывала школу» и «пила чернила», про два мешка презервативов и любовь на заднем сиденье «шестисотого», убедительности не хватает. Кроме того, создается впечатление, что Левкину явно не дают покоя лавры Лагутенко. Но это всего лишь предположение.
Алиса «Танцевать»
Студия «Союз», 2001
Эпиграфом к альбому выбрана строчка одной из песен В. Цоя, и он будто протягивает ниточку в наше время из конца 80-х – другой эпохи, когда прогулки по ночным крышам и полуночные задушевные беседы не прерывались назойливым стрекотанием мобильника и не выглядели безумием и бессмысленной тратой времени. Не терять себя, «танцевать, когда траур на лицах», чтобы выжить – таков и идейный пафос альбома.
Элегически философская «Танцевать», экзистенциальные «Гость» и «Посторонний», очень цоевское «Доброе утро», великолепная «Каждую ночь» (несомненная удача альбома) , завоевавшая радиоэфир «Веретено» – очень разные и написанные, кстати, в разное время вещи - несколько нетипичны для характерного звучания «Алисы»: они более мягкие и лиричные. Однако в каждой из песен присутствуют извечные «алисовские» хлесткость и энергия, а ненавязчивые вкрапления компьютерных эффектов и использование духовой секции делают звуковую картину еще более привлекательной.
Завершает альбом песня, написанная еще в «доалисовскую» эпоху. Проект тогда назывался «Доктор Кинчев и группа «Стиль», а песня, как свидетельствует легенда, была посвящена Борису Гребенщикову.
Маркшейдер кунст «Красиво слева»
Gala Records, 2001
Что нужно сделать, когда хочется услышать нечто легкое, танцевальное и притом не попсовое?
Нужно послушать музыку группы «Маркшейдер кунст» – ямайский напиток солнца, веселья и беззаботности в ритмах ска, румбы, сальсы. Красиво получается не только «слева», но и всюду, куда ни посмотри. Сочная перкуссия, зажигательные духовые (которые вновь входят в последнее время в моду), самозабвенный вокал. Новый альбома группы звучит наполовину на русском, наполовину – так сказать – на аутентичном языке, так что кое-что понять вы все же сможете. Но не ждите от текстов песен глубокомыслия. Когда вы танцуете, зачем оно вам?
Вячеслав Бутусов и музыканты группы «Кино»
"Звездный падл"
Фирма грамзаписи «НИКИТИН», 2001
Не ждите намеков на «Кино» или «Наутилус Помпилиус» - на диске они отсутствуют напрочь. Вячеслав Бутусов здесь – всего лишь вокалист (даже не автор музыки), а Каспярян и Тихомиров – музыканты, просто музыканты. Мелодии же и гармонии, тексты – словом, все остальное – авторства поэта и эссеиста Евгения Головина. Приложил руку к проекту и небезызвестный концептолог Сергей де Рокамболь, уже вдохновивший музыкантов ранее сделать совместный альбом (он вышел через год после распада «Наутилуса» и назывался «Незаконнорожденный Доктор Фаустус Пернатый З
|