"БОСТОНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ" с медом и сливками

Для того, чтобы понять, что такое "Бостонское чаепитие", придется вспомнить историю США. 16 декабря 1773 года члены собиравшегося по пивным города Бостона общества "Сыны свободы", под водительством неистового Сэмюэла Адамса, напялив одежды индейцев племени могауков, забрались на корабли Ост-Индской компании и выбросили за борт ровно 342 ящика дорогостоящего чая. Таким парадоксальным образом эти ребята боролись за Таким независимость колоний. Войсками в Новой Англии командовал генерал Томас Гейдж, ему английские власти и предписали прекратить безобразие. Сэр Томас не был злым человеком, американцам понадобилось два года, чтобы вывести его из терпения. Только 1775-м он отрядил батальон в деревушку Конкорд, в которой сепаратисты устроили склад с оружием. Американцы заняли оборону, английские солдаты дали залп, и "сыны свободы" разбежались, оставив восемь убитых. Это были первые жертвы войны за независимость. Музыка группы "Бостонское чаепитие" так же серьезна по целям и карнавальна по форме, ее необъяснимое эстетское обаяние невозможно передать словами, точно можно сказать только то, что ничего похожего мы еще не слышали. Отец-основатель "Бостонского чаепития" Владимир Преображенский необычайно серьезно относится к эстетической составляющей своей музыки, так ответственно подходили к вопросу, пожалуй, только люди Серебряного века. Поэтому все сласти, пряности, шуточки-цитаточки и прочие радости ума просвященного не переусложняют его довольно изысканную музыку.

Владимир, как нормальный московский парень может додуматься до того, чтобы изобрести собственный музыкальный стиль? Расскажи, как все начиналось? Это интересно с точки зрения технологии.

- Все начиналось в начале 90-х с группы "Летучий Голладнец". Это было очень романтичное, хипповое время. Мы играли акустический (а потом и электрический) арт-рок, причем как-то быстро обросли своего рода творческой тусовкой, которую назвали "Ассоциация активного творчества". Устраивали различные акции, писали манифесты о том. что мы хотим доказать этому миру, выпускали самиздатовские (компьютер только-только входил в обиход) литературные сборники. Сняли любительский фильм "Приближение весны"... Очень органичное было время: творчество, любовь, понимание, все было какой-то единой атмосферой. Играли множество "квартирников". Группа распалась в 1997-м, просуществовав пять лет. Следом было очень странное музыкально-театральное образование, получившее название "Алхимическое кабаре им. Яна Потоцкого" - проект, созданный мною совместно с лидером группы "Навь" Романом Шебалиным. Мы делали полнометражные импровизированные спектакли-перформансы, для удобства основную музыкальную часть цинично "забивали" в фонограмму, чтобы чувствовать себя на сцене абсолютно свободно. Смесь была гремучая: рок, джаз, поп, индастриал (половина сцены нередко была увешана всевозможными трубами, которые задействовались по полной программе). Кажется, мы предвосхитили почти все, что появилось нектотое время спустя и стало пользоваться бешеной популярностью.

От скромности не помрешь. Расскажи, почему "Алхимическое кабаре" носило имя Яна Потоцкого? Чем сей поляк заслужил такую честь? "Рукопись, найденная в Сарагосе" весьма средняя, на мой взгляд, книжка. Если не считать истории парня, из ноги которого повешенные братцы сделали нечто вроде гитары и играли на ней, причем живьем.

- В его объемной книге мы увидели гениальный пример мистификации - когда элементарная беллетристика выдается под видом некоего мистического откровения, закрученного в немыслимой сложности сюжет, распутывать который - отдельная задача. Точно так же мы пудрили мозги зрителю, приходящему на концерт "Алхимичесмкого кабаре", глумясь над собой и своими идеалами и, одновременно говоря очень искренне и об очень глобальных вещах. Отсюда такое парадоксальное сочетание несочетаемого, оксюморон - "Алхимическое кабаре", алхимия как символ философской глубины, серьезного познания мира и кабаре как образ некоей небрежности, буффонады, иронии по отношению к происходящему.

Дай, коли тебе под силу, определение эстетизма, как жанрового понятия.
- Я уж и сам совсем запутался. В энциклопедиях понятие "эстетизм" трактуется примерно так: отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только избранной части общества, элите. Стремление к обязательной народности всего, что делается в искусстве, признаться, порядком надоело. Все эти парни "свои в доску", рвущие на груди рубаху... Современный поп-рок, скажем, никто и не слушает собственно как музыку. Вокруг той или иной фигуры или группы чаще всего просто формируется такой клуб по интересам. Вокруг Земфиры и "Ночных снайперов" - девочки, похожие на мальчиков, допустим. Или вот скажи, много ли среди поклонников группы "Лениинград" людей категорически непьющих? У нас - совершенно другая атмосфера, при этом мы не пытаемся паразитировать на идеях, близких той или иной части публики. Мы говорим о СВОИХ вкусах, угождая, если угодно, прежде всего, себе. И если для кого-то этот мир окажется тоже своим - мы, думаю, найдем общий язык. Мы идем вразрез с модой (причем не нарочно), оказываемся в самом что ни на есть андуграунде. Вообще сейчас приходит время нового андеграунда. Раскрученные лейблы, популярные радиостанции, каналы и журналы, думаю, скоро выйдут из моды, люди буду искать некоей альтернативности в "незамыленных" средствах информации и коммуникации. Интернет в этом процессе очень помогает. Каким бы ты безумцем ни был, всегда найдешь себе там близкого по духу!

Можно ли считать группу "Оберманекен" командой, которая повлияла на твои музыкальные вкусы?

- Я, кстати, продолжаю быть в ней клавишником. Вырос я во многом на "русском роке", и "Оберманекен" был, безусловно, той экзотической его веткой, который не мог не повлиять на формирование моих пристрастий. Позднее стало понятно, что мы подошли к похожему мировосприятию, но с разных сторон. И эстетизм "Бостонского чаепития", кстати, лишь одна из составляющих стиля группы. У нас есть тяготения и в сторону "готики", и в сторону "социального" рока. То есть "Бостонское чаепитие" - это такая постоянно развивающаяся творческая лаборатория.

Расскажи, если хочешь, о взаимоотношения в твоей группе. Где ты ищешь единомышленников? На мой взгляд, так их немного.

- В процессе творческого взаимодействия можно полагаться, по большому счету, только на случай. Самые интересные и плодотворные творческие контакты всегда возникают "вдруг". Многие начинают с нами общаться через сайт группы "Бостонское чаепитие". Так же и музыканты. Искали-искали, скажем, басиста, потом появилось сразу два. Саксофониста (или саксофонистку) я искал очень долго, причем во многих группах. Возникали какие-то люди, но фатально не складывалось: то человек уезжал за рубеж, то по необъяснимым причинам переставал заниматься музыкой, то просто исчезал. Как тот самый "Летучий голландец". Значит, просто еще не время...

Сергей ШУЛАКОВ, журнал "СМ", № 12, 2004 г.







Карта сайта

 
Hosted by uCoz