Герман Виноградов: "Здесь происходит мистериальный концерт...&

Я прохожу в полутемную комнату и будто оказываюсь в другом мире. Первое, что вижу, - многочисленные металлические конструкции различной формы и величины, развешанные повсюду. В углу тлеет какая-то трава (видимо, полынь), наполняя пространство густым терпким запахом. Различаю шорох капающей воды. Однако где он - над головой, за стеной, в дальнем углу - разобрать практически невозможно. Из соседней комнаты внезапно доносится низкий горловой звук, напоминающей песнопения тибетских монахов. Все присутствующие (а их человек пятнадцать) застыли в ожидании. И вот появляется хозяин квартиры - в набедренной повязке, наголо бритый, с газовой горелкой в руке.
Через минуту вся комната начинает звучать, наполняясь вибрациями звенящих труб и металлоконструкций. Между тем из динамиков, хитро замаскированных где-то под потолком, слышатся какие-то вздохи, шепот. На стене тем временем возникают непонятные рисунки, создаваемые при помощи кинопроектора.
Время как будто исчезает. Пространство превращается в мистическую среду, насыщенную энергиями света, звука, запахов. Атмосфера идеальна для поклонников Даниила Хармса, группы «Коил» и Петра Мамонова. Транссоциальный абсурд, урбанистическое шаманство, симфония воды, огня, воздуха, металла...
Лишь пару часов спустя - каждый со своими переживаниями и ассоциациями - мы вновь постепенно возвращаемся в привычную нам реальность. Становится светлее, и я с интересом разглядываю квартиру, в которой в разное время побывали, например, А. Пугачева и С. Кириенко, музыканты из знаменитого «Кронос квартет» и Ж.Агузарова.
В общении Виноградов оказывается человеком контактным и вполне доступным.

- Герман, как объяснить человеку непосвященному: что же происходят в этой по-булгаковски «нехорошей» квартире каждую неделю?
-Здесь происходит мистериальный концерт, в котором соединяютсЯ все стихии: вода, огонь, звук, воздух, запахи, лед.... Это можно назвать театром, но театром не игровым, а мистериальным. Такой спектакль способен вызывать у людей различного рода психические переживания.
-Люди испытывали какие-то исключительные ощущения, состояния?…
- Если бы этого не было, то народ, наверное, не ходил бы, поскольку это некоммерческое предприятие и приходят сюда по слухам - знакомые знакомых и т.д.
-В чем секрет уникальной атмосферы "бикапо"?
-Прежде всего, звучит здесь не только железо, но и вода, огонь, потоки воздуха. Взаимодействуют природные элементы, стихии. Используются также всевозможные запахи, слайды с иррациональными рисунками. И человек, настраиваясь на определенные вибрации, становится открыт им. Пробуждаются глубинные воспоминания, некая память души, которую несет каждый человек. У кого-то она заблокирована, а у кого-то открывается в такие моменты.
-Чем является БИКАПО для вас самого?
-Это уже необходимая часть жизни. Само выступление - это как бы кульминация моей жизни, в которой я максимально проявляю себя , свои способности. Это познание мира через творчество, через свободные вибрации. Для меня это и общение с силами природы, и чистое творчество, и какая-то глубинная психология.

- А как вы добывали материалы для всех присутствующих здесь сооружений? Алюминиевые трубы, например?
- Большую почву для этого всегда давала наша российская бесхозяйственность. На обычной свалке (особенно в «застойные» времена) можно было обнаружить горы материала, который просто сам будит фантазию. Ну представьте: вы идете по улице и обнаруживаете кусок корректирующего двигателя ракеты. На Западе такое немыслимо.
-Что натолкнуло на мысль о создании такого вот необычного действа, этой комнаты? Как все начиналось?
-Во-первых, сказалось мое архитектурное образование.
Причем была такая странная особенность. У всех моих учебных проектов (как сейчас осознаю) был один существенный недостаток – они все были похожи на какие-то храмовые сооружения – начиная от сельского клуба какого-нибудь и кончая промышленными объектами. А во-вторых, у меня несколько поколений священников было в роду, то есть генетически, видимо, во мне живет некое храмовое сознание. И это было такой попыткой реализовать свое представление о храме. Храме природы, если можно так сказать.
-Храм природы переместился в ХХI веке в урбанистический пейзаж?
-Дело в том, что город начинает восприниматься тоже как некая природа. Может быть, мутирующая, искаженная, но тоже природа.
-А как вы вообще воспринимаете город? Он вас не пугает?
-Я всегда любил Москву бесконечно. Когда еще был студентом архитектурного института, я изучал ее, бродил часами, знал наизусть все памятники. И город тоже отдавал мне многое. То, что я делаю, могло возникнуть только в Москве.
-Почему?
-Вся эта сталинская монументальная архитектура, эти большие люстры в метро, сама структура города с кольцом в середине... Подсознательно я воспроизводил это у себя в комнате. Москва - такая же свободная стихия.
-А что означает слово «бикапо»?
-Оно возникло раньше даже, чем сам инструмент. У меня была такая строчка заумная (в стиле Хлебникова или Крученых) – «Дадзыбрекиджыго Гика Бикапо!!!». И позднее – когда все остальное уже появилось и меня спрашивали: а как это называется? – мне показалось , что это слово очень как раз подходит, оно такое емкое. (Впоследствии выяснилось, что в разных языках отдельные слоги этого слова имеют разное значение.) И с тех пор подобная мистерия называется Бикапо или Бикапония небесного леса.
Имеется в виду, что здесь отражается звучание некоего небесного леса, божественного, происходит попытка воссоздать этот звук земным способом. Причем, что интересно: «лес» по-белорусски – «судьба». А «бикапо» по-латыни, например, означает «двуглавый». Мне даже стали символы какие-то попадаться, с этим связанные. Эта сивмолика стала сама стекаться ко мне.
-Каким образом?
-Ну, например, когда была первая поездка моя в Австрию ( была выставка), там у меня возник мощный роман с одной австрийской женщиной. И родился ребенок. Получилось так, что мама дала ему имя Валерия Иоханнес (ну это, как обычно там, несколько имен бывает в Европе) А третье имя – Бикапония. И когда она регистрировала его (а в Австрии запрещены выдуманные имена), то и говорит: «А это распространенное русское имя».
-Так и осталось?
-Да. Валерия Йоханнес Бикапония… Так вот, именно она на память подарила мне кольцо с резным камнем, и на нем был нарисован павлин, у которого одно лицо смотрит вперед, одно – в небо. Этот символ мне очень понравился... А потом еще и звуковоре значение есть у слова «бикапо»: «би» - это звонкий такой удар, «ка» – это тянущийся звук, а «по» – затухающий.
-А кто вы по гороскопу?
-Я по году «огненный Петух»? Жар-птица, одним словом. И Стрелец. Родился к тому же в час металла.
-Чудесное совпадение.
-Их было в моей жизни немало. Меня зовут Герман, а родился я в день премьеры оперы «Пиковая дама». Причем мама моя об этом ничего не знала, хотя персонаж ей очень нравился. Более того, в день моего рождения американцы запустили (неудачно, правда) первый спутник, под названием «Авангард».
-А с соседями у вас войны нет, ведь порой в квартире возникают очень громкие звуки?
- Давно уже никакой войны нет. Раньше что-то подобное было. Но не из-за звука. Дело в том, что тогда (в 80-е) люди жили по другим законам, и это для них было просто ударом. Когда возникает нечто, не похожее ни на что, это озадачивает людей, поскольку под сомнение ставит многие наработанные представления о жизни. Даже писали заявления в милицию такие: типа «насаждает инопланетное сознание», «отходами шаманства заваливает лестницу»…
-Однако не все звуковые сочетания, присуствующие в БИКАПО, скажем так, благозвучны. Иногда они достаточно резкие, диссонансные.

-Если сосредоточиться только на явно благозвучных интервалах, это может оказаться в чем-то непродуктивным. Для того, чтобы стимулировать сознание, необходим весь спектр переживаний. Звук, используемый в «Бикапонии небесного леса», не имеет ни времени, ни культурного значениЯ, он какой-то такой изначальный, древний. Он понЯтен всем - даже не понЯтен, а созвучен. А каждый звук – это часть какой-то общей гармонии.

С Германом Виноградовым общался Владимир Преображенский Другие интервью...






Карта сайта

 
Hosted by uCoz