"Эстетизм и алхимия"

(Придется немного подумать. Не пугайтесь.)


"Пусть другие жалуются, что наше время дурно, я недоволен им за то, что оно ничтожно, совершенно лишено страсти. Мысли современного человека жидки и непрочны, как кружева, а сами люди жалки, как кружевницы. Людские помыслы слишком ничтожны даже для того, чтобы называться греховными. Червяку еще пожалуй можно бы вменить в грех такие помыслы, но человеку, созданному по образу Бога?!...
Вот почему душа моя постоянно обращается к Ветхому завету и Шекспиру. Там по крайней мере чувствуется, что говорят л ю д и , там ненавидят , там любят, убивают своего врага, проклинают его потомство во всех поколениях, там - грешат!"

С. Киркегор.

Алхимия и эстетизм, при всей их полярности, представляют собой два полюса того мировосприятия и отношения к миру, которое в наше время либо почти утратилось, либо кощунственным образом профанировалось, исказилось, главным образом в лоне массовой культуры.
Эстетизм как культурное явление зачастую ассоциируется с декадансом, аристократизмом, определенного рода эскапизмом, то есть уходом от действительности. В самом деле, эстетизм (если рассматривать его широко) всегда противостоит, в первую очередь, Природе. И белые перчатки аристократа XVIII века, надеваемые вовсе не для согревания рук, и парик - своего рода вызов Природе, и отмежевание от нее и соперничество с ней.
Декаданс идет еще дальше. Крашенные в неестественный цвет ногти, вычурные одежды.( Замечу попутно, что выкрашенные в зеленый цвет волосы Бодлера смотрелись в его время куда более радикально самого навороченного "ирокеза" нынешнего панка.) Так в жизни не бывает - и поэтому подобное замечательно! Пафос становится примерно таким, смещая веками формировавшиеся представления о соотношении искусства и действительности, искусства и природы. Вот вам и мимесис ! Реальность для декадента скучна, она не оправдала себя, утратив свою божественность, перед которой преклонялись древние греки, в которую с таким трепетом много позднее вслушивались ранние романтики.
В своих "Этюдах и портретах" французский поэт и эссеист Поль Бурже писал: "Сложить жизнь из впечатлений искусства, и только из них, - такова была в простейшем изложении программа эстетов."
"Вперед к иной реальности!" - таков основной импульс эскапизма.
Еще одно важное замечание. Изначально эстетизм был аристократичен. В самом деле, первыми декадентами были отнюдь не крестьяне. Эстетизм, дендизм в своей основе предполагали наличие в к у с а, художественной и н т у и ц и и, чувства с т и л я. Он любит вычурность, его влечет экзотика. При этом эстетизм презирает практичность, прагматизм, обыденность, являясь при этом сферой элитарной, уделом избранных. Ведь не каждый способен похвастаться той степенью утонченности восприятия и фантазии, чтобы быть способным создавать симфонии из запахов и ароматов вина (читайте Гюисманса) и "искать в отголосках игры.....губ стаи шелковых бабочек" (слушай "Алхимическое кабаре имени Яна Потоцкого"). Заметьте: не просто в "игре губ", а в "отголосках..."; не просто бабочек, а шелковых ( применительно в концепции эскапизма, изложенной выше, мы понимаем, что здесь не просто сравнительная метафора). Губы....Бабочки....Давно ли вы такое проделывали?
И в этом смысле эстетизм всегда противостоял посредственности, в равной степени, как пошлости и безвкусице. Применительно к декадансу даже самые грубые нарушения существующих норм, в том числе и эстетических, осуществлялись вовсе не по причине отсутствия чувства меры, вкуса и т.п., а напротив, - являлись актами осознанными, и – соответственно - культурно значимыми. В этом контексте и культ безобразного, и культ противоестественного - являлись итогом глубокого и несомненно творческого и личностного отношения к действительности и современному состоянию культуры. Поэтому исследуемые явления (декаданс, эстетизм, эскапизм) - по сути маргинальные, бросающие вызов общественной морали и господствующему отношению к жизни, включающему в себя и прагматизм, и рационально-потребительское отношение к действительности, и некую усредненность норм, которая в наше время, стала основой культуры, так сказать , массового потребления (или массовой культурой, как привычнее ее называть во след Ортеге-и-Гассету). На фоне этой массовой (повторюсь) и по сути культурой усредненной, адаптированной (Л.Н. Толстой в комиксах – как пример) эстетизм, как мы выяснили, является некой субкультурой, своеобразным социо-культурным полюсом, и притом весьма радикальным.
Но если задуматься, а что же может являться противоположным полюсом отношения к действительности? Мировоззрение, проникающее в самую суть вещей, идущее к естеству, к Природе, к постижению ее божественности, ее сокровенным законам и тайнам. Вас может шокировать сделанное открытие, но противоположным полюсом окажется Алхимия.
Алхимия возвращает человека к истокам, к первоэлементам мира. Вода...Огонь.....Металлы...Это прежде всего пристальное и даже трепетное отношение к миру. Увидеть в малом великое, постичь единство мира, узреть Бога во всех, пусть даже незначительных на первых взгляд, его творениях, предметах и явлениях, кажущихся самыми привычными. Этому сопутствует внутренняя работа, очищение души от грубых субстанций и накопление более тонких.
Массовая культура в своих устремлениях противоположна такому взгляду на мир. Она привыкла воспринимать все вокруг не качественно, а количественно (по принципу: чем больше, чем круче). Отсюда постоянная тяга обывателя и тщательно формируемое у него (кем - отдельный вопрос!) пристрастие ко всевозможным "супер": суперхит, сверхсуперхит, ультраквазисрерхсуперхит и т.д.
Алхимия же возвращает человека именно к качественному восприятию мира. И в этом она смыкается с эстетизмом.
Вам будет трудно уловить всю тонкость изысканного вина, если вы не умеете находить полноту и богатство ощущений, когда пьете родниковую воду. Да, это просто вода, но понять ее вкус, "вслушаться" в него - в этом и эстетизм, и алхимия. В этом встречаются и сакральность восприятия мира, и понимание избранных.
Эстетизм исследует не просто красоту как один из основополагающих принципов культуры, но стремится постичь ее квинтэссенцию, заглянуть в саму суть, постичь ее первоприроду. При этом он идет порой запретными - и общественном, и в моральном смысле - тропами, не чуждаясь концентрированных, рафинированных форм, некой приторности. Он ищет необычного, но изысканного, неестественного, но красивого.
Массовый потребитель, напротив, не любит и не способен не только глубоко "вслушиваться"( я не говорю про "вдуматься") в мир, но даже отнестись с должным вниманием к своим собственным эмоциям. Он живет импульсивно, дискретно. Его все больше привлекают только самые громкие звуки, только самые яркие запахи. Это тоже модель жизни под вывеской "супер" Причем в этом выборе он пассивен. Эти потребности формирует........ Правильно - все та же массовая культура. Обывателю показывают, как он должен любить, как должен реагировать на обиды, как должен обижаться сам, как должен проявлять свой гнев. ("Не хватает "Титаника", чтобы объясниться в любви красиво".)
Являются ли алхимия и эстетизм единственными подходами и способами осмысления мира, противостоящими массовой культуре. Думаю, что нет.
Но об этом - как-нибудь в другой раз.

С уважением
Владимир Преображенский




Карта сайта

 
Hosted by uCoz