|
Народ.Ру: Новая страница
07.03.2002 М. Борзыкин: "Не зря же появляются Бен Ладены…"
Группа "Телевизор" потерялась во времени и в
исторических декорациях. Однако сегодня это практически единственный коллектив поколения 80-х, полностью сохранивший свой прежний облик, свое неповторимое творческое лицо и непреклонное жизненное кредо. В 1987-м они стали героями на знаменитом Подольском фестивале, который называют "русским Вудстоком", и прогремели на всю страну песней "Твой папа - фашист", спеть которую в то время было равносильно хождению по краю пропасти, а популярность группы ничем не уступала ни "Аквариуму", ни "Алисе", ни "Чайфу".
Но время и страна их недооценили. Когда в 90-х все вокруг стало бурно и стремительно меняться, про "Телевизор" забыли. Впрочем, лидер группы Михаил Борзыкин, презентующий ныне новый альбом "Путь к успеху", похоже, об этом ни сколь не жалеет и видит в таком положении вещей лишь следствия выбора, сделанного им сознательно. Его слова о современной музыке и окружающем мире точны и резки, а наблюдения отрезвляют не хуже контрастного душа.
- Михаил, что происходило с группой в последнее время? Куда вы пропали?
- Писался альбом, менялись составы, группа перманентно принимала виртуальное состояние. У меня не было задачи
сделать альбом как можно быстрее, успеть на какой-то
поезд. Мой поезд двигается совершенно с другой скоростью
и в другом направлении. Я все это время двигался с той
же скоростью, что и ранее. Никакого застоя не было.
Далее планируется выпуск концертного альбома, я иногда
выступаю сольно. Никаких оснований для уныния нет.
- Несколько слов о новом альбоме. В чем его отличие от
"классической" программы?
- Может быть, это один из немногих выходящих сейчас
альбомов, в котором присутствует несколько песен
антифеминистической направленности. Если вы внимательно
вглядитесь в обложку, то тут присутствует такая
своеобразная планета женщин, где все сделано именно для
них. "Путь к успеху" - это такая брошюрка. Знаете, типа
"Искусство быть богатым". Это такой наш рецепт: просто
нужно стать женщиной немного, больше, чем мы сейчас в
себе это ощущаем. (Общий смех.) Ну, на самом деле это
ироничное такое послание, потому что перегиб в нашу
женскую сущность мужчин уже произошел невероятный.
Маятник все же должен двигаться равномерно. Ведь если
посмотреть внимательно вокруг, можно подумать, что
выживают сейчас именно женоподобные мужчины.
- Как известно, предыдущий альбом группы назывался
"Двое", и записывали его действительно два человека.
Нынешний альбом можно было бы с таким же успехом назвать
"Один", так как это фактически ваш сольный проект? Не
боитесь, что если так пойдет дальше, "Телевизор"
исчезнет вовсе?
- Я не боюсь. Пока есть желание сотрудничать, мы с
музыкантами что-то делаем. То есть для нас это не завод,
на который ты устроился работать, который тебя кормит. Я
пытаюсь сохранить принцип, который был у группы с самого
начала: чтобы деньги не стояли во главе угла. Даже если
я останусь один (а эта тема, в общем-то, проходит все
время, собственно, мы все "одни"), в этом нет трагедии.
Наоборот, это как раз очень творческая атмосфера -
одиночество. По-моему, можно купаться в ней вечно и
радоваться этому одиночеству.
- "Телевизор" начинал в компании групп, музыкантами
которых стали нынче достаточно обеспеченными людьми,
кого теперь причисляют в легендам русского рока. Почему
с "Телевизором" ситуация иная? Почему вашу музыку не
ротируют на радио и т.д.?
- Ну, это настолько закономерно, настолько связано с
моим выбором, что я очень спокойно к этому отношусь. Я
выбрал путь выстраивания себя. Я пишу музыку, которая
соответствует мне внутреннему. Если это не совпадает со
временем, с форматами радиостанций или с мнением
журналистов, то это не является для меня чем-то
страшным. Обращать на это внимание мне неинтересно. То,
что время ушло от меня в каком-то другом направлении, я
это прекрасно понимаю, я готов за это платить -
безвестностью, безденежьем, отсутствием жены, детей… Я
очень богатый человек (иронично). Я могу платить за все
это. У меня есть независимость. Я могу легко… выйти из
вагона - заплачет не так много народа. Мне это нравится.
Надо идти налегке.
- Провокационная песня "Алла Борисна" с нового альбома -
это попытка обращения на себя внимания со стороны
влиятельной фигуры?
- Не-не…Я знаю рецепт обращения на себя внимания. У меня
есть приятель - Дмитрий Рубин, мой одноклассник, который
написал песню "Пригласите даму танцевать". Он
долго-долго бегал за Аллой Борисовной, выслеживал ее в
гостинице и наконец вошел в круг композиторов, которые
пишут для нее песни, и этим обеспечил себя достаточно
хорошо и на все оставшееся время. У меня другая
ситуация. Песня родилась сама собой, когда в какой-то из
зимних, тяжких вечеров я включил телевизор и по всем
каналам увидел эту вот вакханалию, связанную с какими-то
то ли "Рождественскими встречами", то ли, может, днем
рождения Аллы Борисовны. И вот это безобразие - когда
проходит 20 лет и все одно и то же - надо было как-то из
себя исторгнуть. Я написал песню на эту тему. Потому что
Пугачева действительно превратилась в символ того, что
мы называли "совком" когда-то. Что-то такое среднее
между продавщицей овощного ларька и атаманшей
какого-нибудь казачьего племени - образ, который мне
глубоко несимпатичен. И сколько это породило всяких
певиц, которых трудно даже по голосу отличить уже от
Аллы Борисовны. Это эстетика, которая внедряется уже 20
лет и продолжает внедряться. Вот я про это написал
песню.
- Как мы знаем, движущей силой группы "Телевизор был
всегда протест, причем, как правило, социального
характера. Времена изменились. Каков ныне объект вашего
протеста?
- Я думаю, по большому счету ничего не изменилось. Как
мне кажется, протест стоял всегда в более общей
плоскости - личность и толпа. Тогда толпой являлись все
коммунистически настроенные наши население. А выживание
личности в этой среде было, таким образом, проблемой
взаимоотношений единицы и массы. Меняется только
носитель.
- А когда сложнее выжить, на ваш взгляд, индивидууму - в
той ситуации или в нынешней?
- Ну конечно, сейчас посложнее - когда ты понимаешь, что
твоего слова жадно не ждут миллионы ушей (да и вообще
вряд ли ждут какого-либо слова). Тем более что способы,
с которыми работают нынешние глобалисты, изощреннее, они
более ориентированы на конвейерное сознание, чем
коммунизм как идеология. Но будем бороться! По крайней
мере опыт есть. Иначе происходит то самое "укатывание",
о котором я пою в одной из песен нового альбома,
происходит подмена целей и задач творчества как
процесса. То есть когда не находят уже удовольствия в
самом творчестве, а делают музыкальные продукты, причем
делают их быстро, на радость торговцев музыкальной
продукцией. Вот этот момент меня печалит, потому что в
мире этого не происходит в таком объеме, как у нас.
Появляются новые имена, По крайней мере есть некая
золотая середина. А у нас ситуация довольно плачевная
пока. Как и во всем.
- Что нужно, чтобы ситуация изменилась?
- Она изменится все равно, так или иначе. Если мы
движемся в сторону мира, в сторону Европы, то она
неизбежно изменится, если в обратную сторону, то все
рухнет. И то, и другое, в принципе, довольно позитивные
явления, которые могут как-то встряхнуть человечество.
Даже вот… ну ладно, не к столу будет сказано - Усама бен
Ладен - и тот способен чем-то встряхнуть. (Задумчиво.)
Все же не зря они появляются, Усамы Бен Ладены. Значит,
что-то не так.
- В последние годы в шоу-бизнесе мы все чаще употребляем
такие слова, как "продукт, работа", "производящая
компания" - промышленные категории к искусству, которое
должно, по идее, нести сакральные функции. С какого
момента, на ваш взгляд, началась такая подмена и что
тому виной?
- У нас это началось с момента крушения коммунистической
государственности. И, конечно, это такой эффект обезьяны
- так яростно рванули мы в сторону Америки. Я думаю, это
сыграло злую шутку с русским народом, потому что это все
неорганично, насильно стало вбиваться в голову теми же
коммунистическими способами. И теми же людьми, кстати. И
с той же долей агрессии мы получили пинок капитализма по
мозгам.
- Вы имеете в виду глобализацию?
- Сейчас модно говорить о глобализации…. Это
действительно делается в интересах нескольких
корпораций. Тут нет, конечно, какого-то заговора, это
нормальные экономические законы, но они преобладают над
законами нравственными уже настолько, что нравственным
не остается места на Земле. Причем все это имеет такую
красивую упаковку из Добра и Любви, которые несет нам…
каждый новый купленный пылесос. То есть подмена
ценностей произошла, целенаправленная, планомерная. И
это происходит на всех уровнях жизни. Жалко, но похоже,
что человечеству нужен шок.
- Михаил, Россия для вас до сих пор является "отечеством
иллюзий", которые "что внутри, что снаружи", как вы
спели в одной из своих ранних песен?
- Я думаю, что да, это лозунг не устаревает. Но,
конечно, теперь я больше обращаю внимания на то, что
внутри, чем на то, что снаружи. Потому что яркая красная
тряпочка, которая дразнила моего быка в коммунистическое
время, исчезла, и я начал наконец-то проводить параллели
со всем остальным миром. Ситуация у нас такая, как и во
всем мире, только более утрированная. Это место, где
рождаются иллюзии - вот в этом смысле эту фразу надо
понимать.
- В чем, на ваш взгляд, наиболее уязвимое место
"поколения пепси"?
- Ну просто им не напиться никогда. Постоянная жажда -
вот в чем проблема. Пепси-кола ведь так и рассчитана -
можно пить ее день за днем и никогда не достигаешь
полного удовлетворения. Это своего рода наркомания
"поколения пепси". Слишком легко управляемое стадо - вот
это очень опасная вещь для человеческого мироощущения. Я
частенько общаюсь с людьми 17-18-летнего возраста и вижу
вот эту путаницу в голове, степень раздробленности
головного мозга (эта болезнь давно изучена на Западе, а
нас просто накрыла с головой), когда человек
распределяет свою деятельность душевную на кучу
маленьких предметов бытовых, которыми надо обладать.
"Пока у тебя нет вот этой конкретной стиральной машины,
ты не может быть счастливым". Или, скажем, "Секс тебе
легко заменит "Баунти". Естественно, человек попадает в
зависимость от этих самых предметов. В том числе и от
пепси-колы. И от моделей поведения, которые им внушают.
"Мы так одеты, потому что мы пьем наше правильное пиво"
- вот это и есть реальное насилие над сознанием и
подсознанием. Мне кажется, что им будет гораздо тяжелее
от всего этого оторваться, потому что они не видели той
жизни, когда это насилие было грубым и с хамским рылом -
тут оно же красивое все такое. В рекламах ведь дали,
голубое небо, красивые женщины…
- Не секрет, что современные молодые радикалы в духе
"лимоновцев" среди любимых отечественных групп называют
"Гражданскую оборону" и группу "Телевизор". А насколько
симпатичны они вам и не поступало ли от них предложений
о сотрудничестве?
- Была какая-то эпизодическая встреча с группой
"лимоновцев", которые съехались на некий слет в
Петербург. Брали у меня интервью поочередно. Они не
произвели впечатление тупиц, надо сказать. Их идея сама,
может быть и красива - умереть, сгореть, не дожидаться
старости, - но в реальной жизни происходит иное: из них
готовят пушечное мясо люди, которые научились
манипулировать красивыми идеями трагично. И я им честно
это сказал. Они в ответ лихо пошутили тогда. "Мы, -
говорят, - тебя канонизируем. Посмертно".
Записал Владимир Преображенский
Другие интервью...
| |