Рок-н-ролл мертв! Да здравствует рок-н-ролл


Сделав столь претенциозное заявление, сразу же попытаюсь объяснить, что имелось в виду. Не секрет, что в 20 веке именно музыка выделилась среди прочих видов искусств, превратившись в некое универсальное средство коммуникации, язык поколения (и не одного), а также в рупор актуальных идей, умонастроений. О том, что, скажем, в 60-70-е рок-музыка была не просто музыкой, стали как-то забывать. Как и про то, что сопутствующие этому культурному феномену 20 столетия молодежные волнения и движения, складывающиеся в особую форму миропонимания, по сути остановили американскую экспансию во Вьетнаме и во многом определили последующее развитие моды, социума и культуры. В России же пик этого гипервлияния музыки на общество, главным образом на молодежь, пришелся, как водится, позже, примерно на середину 80-х.
Однако начиная с 90-х и картина радикально изменилась. Как образно подметил в своем последнем романе Виктор Пелевин, на смену «красному дракону» пришла «зеленая жаба». На смену цензуре идеологической пришла цензура коммерческая, довольно быстро став новой идеологией общества. Но нас, в данном случае, интересует исключительно культура и, конкретнее, современная музыка. С формированием российского шоу-бизнеса, системы продюсирования финансовые бонзы перестали заигрывать с отечественным рок-н-роллом, как то было в начале 90-х, и взяли его под узцы. Задавив все ростки необычного и экспериментального пресловутым «форматом», они сформировали довольно прагматичный рынок музыкальной традиции со своими четко регламентированными правилами и создали довольно жесткие, но при этом абсолютно понятные рычаги манипулирования. Отныне исполнитель или музыкальная группа стали бизнес-проектом, успех которого стал определяться преимущественно в количественных показателях (стартовый бюджет, объем продаж, величина собираемых залов и т.д.). И постепенно рок-н-ролл умер. Не как музыкальная форма, но как мировоззренческий импульс. Чуть-чуть «подмасливания» и промывания мозгов модным и виятельным СМИ – и вот уже в голове молодых музыкантов нарисована довольно четкая картинка тех целей, к которым нужно стремиться, и штампов, которым нужно соответствовать. Им все объяснили и разложили по полочкам. И многие из молодых музыкантов уже не замечают, что им гораздо важнее стало засветиться в модном телешоу или на обложке рейтингового издания, чем записать действительно интересный альбом. Не говоря уж о контркультурной позиции, определявшей рок-н-ролл середины прошлого века.
Но тут-то шоу-магнаты и перестарались! Раскрутив «Фабрику звезд», «форматный» рок и им подобные явления и значительно потеснив этим сомнительным конгломератом все прочие жанры и направления, они сами же создали весьма мощный повод для протеста против столь однобокой картины современной музыкальной действительности. Тут и там не только звучат слова презрения музыкантов к «формату», но и предпринимаются попытки зарождения альтернативной культурной волны. Не так давно, например, в Москве прошла целая серия фестивалей, призванных объединить независимых музыкантов, играющих «неформатную» музыку.
Так, группа музыкантов – как молодых, так и именитых – во главе с юной рок-певицей ЗажиГалкой организовали в одном из столичных клубов фестиваль «Рок-пожар», замысленный как способ противодействия сложившейся ситуации «форматности». В концерте приняли участие Дельфин, Александр Ф. Скляр и «Ва-Банк», группы «Чехов», «Пани Валевски», «Карлик Поп» и, разумеется, сама ЗажиГалка. По заверениям организаторов, все не должно закончиться единичным фестивалям и в идеале перерасти в некую альтернативную музыкальную волну, собирающую под свои знамена разрушающих всевозможные «форматы» артистов. В то, что из инициатив ЗажиГалки со товарищи в нашей музыке новый андеграунд, дающий нестандартно мыслящим музыкантам поле для самовыражения, пока верится с трудом. Но в данном случае показательна сама тенденция, хотя бы на уровне декларации.
Аналогичный фестиваль, организованный движением с забавным названием «Молочные братья», прошел в московском ЖЗЛ. Поклонников «тяжелой» музыки собрали группы PIN CODE, «Ругер», DUSTY PUP, TRACKTOR BOWLING, «Черный обелиск», SANDLER, а в качестве заморского хедлайнера был приглашен смутьян и вольнодумец KID ROCK, который, кстати, весьма лестно отозвался о музыкальных способностях участников марафона. «Этим фестивалем мы хотели сказать широкой общественности, что альтернативная музыка не умерла, что к тяжелому рок существует огромный интерес, что у нас в стране существуют прекрасные талантливейшие музыканты, которые пишут и исполняют великолепную музыку, не уступающую западным аналогам», - сказал в интервью «Россiи» идеолог фестиваля Игорь Сандлер.
Идеи идеями, но изменился у нас и бизнес-подход. Музыкой сейчас заработать пытаются, по наивности, разве что сами музыканты. Продолжение




Карта сайта

 
Hosted by uCoz