Музыка небесных сфер

Ее называют и «космической», и «компьютерной», и
«музыкой для релаксации», а критики именуют весьма неопределенным в своем толковании словом нью-эйдж. Музыка снов и медитаций, под которую так приятно уноситься в мир фантазий и образов, рожденных собственным подсознанием. Спокойные, завораживающие звуки, необычные шумовые эффекты, мелодические интонации и гармонии, настраивающие на умиротворенный и романтический лад… Все это невольно погружает слушателя в легкий, почти неуловимый транс, настраивает на отдых и созерцание.
Андрей Климковский - музыкант и композитор, который вот уже больше 15 лет занимается именно такой музыкой, сочиняет, самостоятельно записывает ее и даже издает. На его счету более 20 альбомов, которые пользуется неизменным интересом у поклонников «космического» жанра и компьютерной музыки в целом.

Путь Климковского как композитора весьма романтичен. По профессии он астроном. Давний и искренний интерес к космосу, дальним планетам и галактикам побудил его еще в школьные годы серьезно и увлеченно заняться этой одной из самых романтичных наук, всегда притягательной для пылкого и мечтательного юношеского воображения. Позднее случилось так, что живой интерес к звездам, Вселенной и любовь к музыке, желание творить на определенном этапе жизни слились для Андрея воедино.

-Почему для создания своей музыки ты выбрал именно синтезатор?
- Это принципиальная особенность космической музыки. Потому что то, с чем мы имеем дело на Земле, ассоциируется больше с земными инструментами, и звучание земных инструментов навевает так или иначе именно земные переживания, настроения, образы. А космос – что-то далекое, для кого-то даже чужое.
- -А для тебя космос - это тоже что-то далекое и чужое?
- Для меня это более широкое, более протяженное. Поэтому и спектральная гамма звуков должна быть шире, не должна ограничиваться тембрами гитары, фортепиано, скрипки – того, что уже привычно, должна искать принципиально новые звучания.
Какое место занимает сейчас электронная музыка среди других жанров, стилей? Насколько она актуальна?
-Ну, место она занимает свое – единственное и неповторимое. Однако мы с этой музыкой встречается каждый день, очень часто, даже когда слушаем только радио. Потому что все заставки, «отбивки» - они так или иначе электронные, синтезаторные. Любой фантастический фильм буквально напичкан подобной музыкой. Да не только фантастический - любой «боевик». Назначение электронной музыки - экспериментировать. Вести современную музыку за собой вперед. Даже современные джазмены вовсю экспериментируют с электронным звуком… Дело в том, что космическая музыка очень разная. Под нее можно двигаться, можно работать, танцевать. Она себе тихонечко играет, например, в машине – водитель едет. Можно работать в офисе под нее совершенно спокойно. Можно делать зарядку, заниматься уборкой и вешать полку, например. Эта музыка не противоречит ни одному из видов деятельности. Показательно, что под электронную музыку удается, как правило, делать больше дел, чем под обычную. Можно медитировать, можно романтическое свидание с девушкой назначать… Многие говорят, что умственная работа идет эффективнее – та, где работает интеллект. Очень здорово под нее в компьютерную игру играть.
-Если смотреть глобально, то можно ли сказать, что электронная музыка – это принципиально новая ступень в развитии музыки как таковой?
-Ну, сейчас уже не новая. Сейчас это уже более традиционно, чем, скажем, техно. Потому что проявился этот жанр сорок с лишним лет назад. В 68-м году вышел первый альбом группы «Тенджерин Дрим», в 71-м году вышел первый альбом Клауса Шульца, который официально является родоначальником этого жанра. Для прогрессивной молодежи того времени каждый новый альбом Шульца был событием…
-А как насчет развития музыкального мышления?
-Это скорее развитие нашего представления о преподнесении музыки. Потому что музыкальное мышление связано с нотами, а электронная музыка оперирует этими самыми нотами на том же уровне, как любая другая. Как классика, как джаз. Электронная музыка – это в большей степени «раскраска», аранжировка. Причем электронная музыкам в своем развитии тоже на стоит на месте, потому что развивается электронная аппаратура, открываются все новые технические возможности. А за новыми возможностями возникают и вопросы: «А что же можно сделать еще?»
Обилие танцевальных, веселых, заполонивших весь радио- и телеэфир песен – тоже обязано своим происхождением электронной музыке. Электронная музыка подтолкнула развитие музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты стали доступны по цене, универсальны по своим возможностям. Компьютер, оснащенный нужными программами, дает возможность одному музыканту создавать полноценные, полномасштабные музыкальные произведения. И теперь мы видим, что, в принципе, каждый, кто хочет, может записывать песни, композиции самостоятельно.
-Другим словами, с помощью компьютера и миди-клавиатуры синтезатора сейчас вполне реально дома записать песню, звучащую в сопровождении целого оркестра или ансамбля?
-Не обязательно иметь даже миди-клавиатуру. Вячеслав Куликов – композитор, с которым я сотрудничаю, пишет вообще без клавиатуры, он вводит в компьютер непосредственно партитуру – как Иоганн Себастьян Бах. А так каждый сейчас – теоретически – дома может записать песню, которая по качеству будет не отличаться от записанной в какой-то студии. Нужен просто навык работы определенный и соответствующий уровень аппаратуры. Не всякий, конечно, станет писать на компьютере именно электронную музыку, хотя он к этому, в общем, весьма располагает. Можно ограничиться консервативны жанром – писать джазовые произведения, например.
-А кто был первооткрываетелем электронной музыки в России? Должно быть, первым синтезаторщиком у нас был Эдуард Артемьев, написавший музыку к таким эпохальным фильмам, как «Сталкер», «Солярис», «Лунная радуга»?
-Нет, отнюдь. Первооткрываетелем в нашей стране, думаю, законно можно считать Льва Николаевича Термина, который вообще изобрел первый в мире электронный музыкальный инструмент.
-Терминвокс?
-Да. И было это гораздо раньше, чем на Западе – еще в 20-х годах. Причем этот инструмент до сих пор жив, и каждый уважающий себя симфонический оркестр обязательно имеет терминвокс и солиста, который владеет этим инструментом виртуозно. Термин изобрел много других всяких инструментов, которые могли стать равнозначными и в чем-то даже более выдающимися по сравнению с его первым детищем, но, к сожалению, господствующая тогда на территории страны идеология не давала возможности ему нормально работать. В конце концов вся его лаборатория, его студия была разгромлена, и все эти экспериментальные образцы были просто уничтожены. Не случись этого, возможно, электронная музыка – как на Западе, так и у нас - возникла бы на несколько десятилетий раньше…А что касается первых отечественных электронных инструментов, которые поддерживались партией и правительством, то это был синтезатор АНС – Аналоговый Синтезатор им. Скрябина. Он возник в 50-х годах – еще раньше, чем эксперименты Клауса Шульца. Его принцип был очень неожиданным: в некий оптический прибор вставлялись стеклянные пластинки, «испачканные» особой аморфной массой. Можно было специальным резцом прочертить любые иероглифы, которые этот музыкально-оптический синтезатор интерпретировал как характеристики звука. То есть графика превращалась в звук. Любопытно, что когда мы возили этот синтезатор на международную выставку, не имевшие ничего подобного в своем распоряжении западные коллеги этот синтезатор обсмеяли. А между тем этот инструмент потом пару десятилетий работал на одной из наших киностудий, на которой создавались прекрасные музыкальные композиции - я бы сказал, шедевры - для наших первых фантастических кинофильмов. Если кто помнит фильмы тех времен с необычным, действительно космическим звуком, - вот это и есть АНС. Ну а дальше мы, к сожалению, все же отдали ветвь первенства Западу.
-Довольно часто электронную музыка обвиняют в искусственности, мертвости, бездушности музыки, ведь все делается с помощью компьютера, синтезатора, который тоже своего рода компьютер?
-По отношению к каким-то композициям это вполне может быть объективное, правдивое мнение. Некоторые электронщики как раз тяготеют к «холодному» звуку (кстати, сын Эдуарда Артемьева, Артметий Артемьев: выпустил целый альбом под названием «Холод») - ничего удивительного! А что можно сказать про группу «Крафтверк», которые специально пытались создавать механичность, мертвость в музыке, а успех их тем не менее был грандиозным? Но если кому-то это нравится, то это хорошо.
-То есть компьютерная музыка не становится мертвой из-за своей электронной основы?
-А вот, скажем, пианино – эта механика, клавиатура механическая, пружинки – разве они имеют душу? Они так же фабричным способом изготавливаются, как и микросхемы. Их там особенно даже и не отшлифовывают. Но человек касается клавиатуры. Так же он касается и клавиатуры синтезатора. Он двигает своей рукой «мышку» компьютера. И это именно то, что вносит душу, страдания, любовь в музыкальное произведение. Потому что человек делает это сам, непосредственно. Музыка, написанная без участия человека, могу согласиться, будет человеку непонятна. Но такого еще не было, по-моему.
-Насколько популярна сейчас космическая музыка, нью-эйдж?
-Был такой интересный случай. Мы устраивали презентацию альбома «Марсианский концерт». И была демонстрация видеофильма по сюжету альбома. Час длился альбом – и час на экране кинотеатра показывался этот фильм. Потом в конце концов главная героиня фильма появилась на сцене и исполнила заключительную композицию на рояле. Она, конечно, пригласила на презентацию своих школьных друзей (ей было тогда лет пятнадцать). И когда эти ребята пришли на концерт, то они просто обалдели, потому что такую музыку никогда раньше не слышали. Потом мне сами сказали: «Если бы мы знали, что такая музыка существует, мы бы и раньше ее слушали». То есть определенная неинформированность в этом плане до сих пор существует. Как показала практика, люди, узнающие о существовании такой музыки, как правило, резко начинают ею интересоваться.
-В чем, на твой взгляд, основная притягательность этой музыки для слушателя?
-Ну, начнем с того, что людей всегда привлекает что-то редкое, необычное. А такую музыку мы слышим нечасто. Во-вторых, эта музыка не рассчитана на однодневный какой-то успех и однодневный спрос. Кроме того, тема космоса - это всегда романтика, сентиментальность, что людям тоже, как известно, не чуждо. И – если говорить о какой-то внутренней философии музыки – то это философия созидания, она располагает к мирному решению проблем – будь то семейные или мирового значения. Она призывает к тому, чтобы посмотреть на мир другими глазами, раскрепощает человека.
-Как все начиналось у тебя?
-Я несколько лет занимался на курсах в Московском планетарии, а потом в физико-техническом институте полтора года - готовился стать профессиональным астрономом. Но со временем понял, что мне это не надо. Я осознал, что изучаю я не космос, и наука, которой я занимаюсь, не объясняет моего отношения к этому космосу. Мне хотелось смотреть на звезды, радоваться этому, а там были сплошные сухие цифры, уравнения. Не желание понять, как это происходит на самом деле, а желание написать отчет, вывести теорию, подтвердить ее.
-И тогда возникла музыка?
-Меня родители отдавали в 1-м классе заниматься на фортепиано, а я всячески сопротивлялся, потому что в этом было то же самое, что потом меня оттолкнуло от астрономии. Например, прежде чем сесть за рояль, нужно было внимательно посмотреть, что садишься на треть стула (нельзя было сесть свободно), нужно было «взмахнуть крылами» - опустить руки особым образом на клавиатуру и т.д. и после этого начать играть. Но тогда не оставалось в голове уже ни нот, ни желания. Это кончалось, как правило, трехмесячным мытарством, после чего я сбегал из этой школы и родители на время от меня отставали. Только вот в 8-м классе ко мне пришел домой как-то один знакомый из Московского планетария, с кем мы вместе занимались, сумел меня увлечь музыкой на каком-то новом уровне. И с тех пор я уже не бросал и все больше и больше люблю это дело.
А первые ноты, которые он мне принес тогда, были ноты группы «Спейс». Таким образом я увлекся музыкой, а мой приятель этот тут же организовал в планетарии самодеятельную группу, и мы там часто выступали для своего, астрономического коллектива (нас там было много – человек шестьсот).
-Это уже синтезаторная музыка была?
-Нет. Фортепиано и гитара. Синтезаторы тогда были очень дорогие (это 84-85-й год). Мы только ходили по магазинам. Смотрели наши первые синтезаторы советские, мечтали о них. Верхом недосягаемости для нас была Vermona – на нее можно было только молиться. Синтератор появился позже.
-Твою музыку использовали для каких-нибудь сеансов гипноза, психотерапии, тренингов?
-Я знаю, что попытки были. Причем я сам не набивался, не предлагал. Ее использовали в сеансах исцеления, медитации. Вплоть до политической рекламы, как это было в 96-м году, когда один из предложенных, но не купленных на телевидении роликов… То есть я предложил, они сказали: «Ну, мы посмотрим, послушаем – вы оставьте». Я оставил. Мне вернули потом назад бобину, сказали, что им не подошло. Потом я своими ушами услышал эту музыку в рекламном ролике кандидата в президенты на выборах 96-го года одного очень известного политика. Сюжет был такой: он идет по лесу, рассказывает о том, что бы сделал хорошего, если бы его выбрали президентом, а в это время на заднем фоне звучит моя композиция. То есть вот до такого крайнего случая!
-Принимались ли тобой попытки синтезировать электронную музыку с какими-то другими видами искусств?
-Любой мой концерт – это, с одной стороны, собственно исполнение, с другой стороны – лекция. Ведь я кое-что знаю о космосе, и я рассказываю. Поэтому каждый концерт – это своего рода лекция по астрономии – с демонстрацией слайдов: звездное небо далекие планеты, фантастические картины или реальные съемки с космических аппаратов. Была практика, как я уже говорил видеопроекции - показа фильма – во время живого исполнения. Я думаю, что это не предел синтеза. Были идеи создать пластическую композицию на сцене – пока просто не дошли руки.
-Какие-то наиболее яркие отзывы слушателей запомнились?
-Одно из главных моих достижений, я считаю, в том, что люди начинают друг другу задавать вопросы после концерта, что их объединяет, дает возможность общаться. Мне говорили, что кто-то, послушав эту музыку, вдруг ощутил себя творческой личностью, стал писать стихи, например. Или, например, кто-то ставит в магнитофон кассету – и начинает рисовать в это время картины. Очень многие люди под мою музыку спят.
-?!
Если человек может уснуть под музыку – это не значит, что это скучная музыка. От скучной музыки человек вряд ли уснет, потому что мозг человека устроен так, что каждую минуту, каждую секунду он нуждается в приеме новой информации. И как только наступает ощущение информационного голода, начинается беспокойство. Например, в заглушенной комнате, куда не проникают звуки постороннего мира, где белые стены (это медицинский факт), человек чувствует себя очень плохо, он не может спать, даже если сутки не спал. А слушая космическую музыку, нью-эйдж, люди расслабляются, засыпают, видят, кстати, какие-то необычные красочные сны, которых не видели до этого. Человек пробуждается творчески – и это очень приятно.

Беседовал Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ







Карта сайта

 
Hosted by uCoz