Владимир Преображенский
беседует с участниками группы "Оберманекен" (см. ссылки) Анжеем Захарищевым фон Браушем и Евгением Калачевым о неге и роскоши, эстетизме и дендизме, музыке и литературе…
Владимир Преображенский
беседует с участниками группы "Оберманекен" Анжеем
Захарищевым фон Браушем и Евгением Калачевым о неге и роскоши, эстетизме и
дендизме, музыке и литературе… |
|
|
Маэстро: Формально вы принадлежали к перестроечной
волне отечественного рока. Но в то же время во всем были непохожи на своих
музыкальных собратьев, и поэтому все время оказывались как-то в тени и
держались особняком.
Женя: Нам не очень нравилось слово
«андеграунд». Нам не хотелось уходить в подполье, нам хотелось в мансарды.
Чтобы замки были острова свои, розарии. Яхты. Рок-тусовка тогда этого не
давала, и мы как-то от нее отмежевывались. Но рок был тогда (как, в общем,
и сейчас) формативен. Все так или иначе строились в какую-то определенную
линеечку. А нам не хотелось.
- Получилось ли?
- У нас была
возможность создать свою территорию. Мы сделали такой Театр «Театр» во
Дворце молодежи ленинградском. Нам дали особняк инженера Чаева - на
отдельном острове, с розарием. Нас не тянуло в рок-тусовку официальную
(рок-клуб, как известно был тогда под «крышей» КГБ), а было желание,
наоборот. Приглашать к себе наших друзей. Туда Гребенщиков, Шевчук, братья
Сологубы, Башлачев приходили, играли. Но так как вообще в стране
кэкгэбэшная ситуация была, то долго это продолжаться, конечно, не могло.
Был большой скандал, и нас из Питера вообще попросили убраться. Чтобы не
соблазнять рок-музыкантов.
Анжей: Идет огромная стилистичская
деятельность. Мы устраиваем выставки, проходят показы мод, в которых мы
готовится к публикации неодендистский роман «Гарем воспоминаний». Мы -
авторы и главные герои этого романа. Идут съемки клипов… Мы изначально
объявили себя не андеграунд, а оберграунд
- В 80-х вы
провозгласили собственный стиль и назвали его «новая эротика». Концепция
остается прежней?
Женя: Разумеется, происходила адаптация этой
концепции к каким-то новым ощущениям. «Новая эротика» перетекала плавно, я
помню, в «новый аристократизм», «новый декаданс». А сейчас все перетекло в
«магнетизм».
-Что это такое?
-Магия, магнетизм,
много-много вещей. Связанных со словом «маг».
-В эстетике
деканданса, эстетизма считаете ли вы себя продолжателями традиций
Гюисманса, Бодлера, Уайльда?
-Конечно. Безусловно, да. Мы даже не
продолжатели и хранители, а единственные «живовыплотители». Мы не
почтальоны, которые несут почту с декаданским письмом, а «написатели»
новых писем.
-К каким еще фигурам из истории кино, литературы,
музыки вы испытываете такое магнетическое тяготение?
- Это Оскар
Уайльд, прежде всего, как основная неразгаданная фигура, он вроде бы моден
и читаем, но вот его легкость, ирония до сих пор остаются чем-то таким
эзотерическим. Был еще такой английский декадент (самый, пожалуй,
отчаянный) и, собственно, отец дендизма – некто Джордж Бруммель. Он и
начал движение дендизма, моды и романтизма. С него списывал в свое время
своих героев Байрон. Соответственно, Пушкин, вдохновляясь героями Байрона,
создал затем своего Евгения Онегина. Эту персону нужно еще открыть – не
все его еще знают. Он был наставником короля по стилю, с него начался
стиль. Он ввел короткие прически, убрал какие-то там кафтаны и прочее.
Человек сделал революцию… Затем французы. Аполлинер. У нас даже песня есть
на стихи Аполлинера – «Птица, летящая вспять». А также русские,
разумеется, авторы: Северянин, Бальмонт, Кузьмин. …И японская поэзия,
японская литература, безусловно.
-А есть желание каким-то образом
просвещать публику, нести эту эстетику, что называется, в массы?
-Нет. Для масс существует какой-то особый продукт. Который этими
массами потребляется.
-Какова публика, посещающая ваши концерты?
-Существует весьма определенный круг людей, которые приходят на
наши концерты, которые в контакте. И этот круг хорош тем, что он всегда
дает энергию. И сам он внутри себя тоже творческий, он многое приносит с
собой. Происходят такое взаимодействие, связанное и с жизнью (прежде
всего), и с творчеством. Все аллегории, которые упоминаются в песнях,
благодаря этому общению расцветают к жизни. В чем и проявляется такая
магическая составляющая творчества. Если мы поем про мансарды. То
появляются мансарды, про экзотические страны – появляются экзотические
страны.
-А персонажи песен появлялись? Или наоборот – у каких-то
песен. может быть, были прототипы? Например, девочка-подросток или
какие-то другие загадочные женщины?
-Практически у каждой песни
существует, так скажем, реальная героиня – историческая, литературная или
жизненная. Например: песня «Ночной портье» «выписана» совершенно с
реальной ситуации, с реальной женской особы, и потом еще, во время
написания песни подтверждена…
-Мистическим видением?
-Да.
Собственно, в студии, когда мы записывали и забыли закрыть дверь, в три
часа ночи зашли две девушки (одну причем звали Лолита), потом исчезли,
потом еще минут через десять появились в шампанским. И так, практически
ничего не говоря, провели время в студии, пока мы записывались, и под утро
исчезли.
-А что способствует написанию текстов песен?
-Важно для нас воспринимать в реальной жизни некие знаки, которыми
часто являются для нас посланники-женщины. Для мужчин они несут какую-то
такую информацию. И поэтому какие-то ситуации жизненные превращаются в
песни. Иногда во время создания музыки мы входим в некое поле, которое так
потихоньку, как по факсу, передает, выводит для нас слова. То есть мы
воспринимаем послание уже в момент написания песни. Оргазм творчества!
-Можно назвать три кита, на которых держится группа «Оберманекен»?
Женя: Нега, Роскошь. Магнетизм.
Хором: Секс, Драг,
рок-н-ролл…(Общий смех.)
-Самый запоминающийся случай из истории
группы…
Анжей: Разные были живописные истории… Ну, скажем, «Оргия
Борджиа».
Женя: Это на Пресне мы устраивали такую акцию. Перед
отъездом. в 89-м году, когда начали падать уже первые листья; я помню, это
был конец августа. Специально снимался фильм про нас на Центрнаучфильме, и
рабочие сцены соорудили огромную кровать, покрытую шелками и всем прочим.
И на открытом воздухе, в ночь. со скай-лифтом, с ветродувами огромными, с
балдахинами всевозможными… Тысячная толпа собралась вокруг этого
сооружения, заглядывая в окна этого в общем-то открытого внутри
амфитеатра.
Анжей: Собралась тогда вся Москва богемная. Мы сделали
из этого амфитеатра (его размер, наверное, был метров сто квадратных,
двести) огромный бодуар. Постель была размером 6, по-моему, на 8 метров.
Женя: Мы дефлорировали девушек. Была просто очередь девушек на
дефлорацию. И мы перед отъездом (примерно по 10 девушек каждый) ракеты в
будущее запустили и - сразу практически – на самолет. Все это снимали в
несколько камер, на фото. Очень интересно.
-Если бы в вашей воле
было издать закон для беспрекословного выполнения всеми гражданами страны
отдельно взятой, Земли, каков бы он был?
Женя: Ну, прежде всего, я
думаю, нужно немедленно закрепить песню «Птица, летящая вспять» как
государственный гимн…
Анжей: Вообще мировой, ООН. Ну, второй закон
– это чтобы каждая дефлорация, конечно, происходила алмазно. Это очень
важный закон, потому что существуют вообще попустительство и хаос в этом
вопросе. Мы готовы в Думе вынести предложение, а потом и на всемирном
совете: алмазная дефлорация как моральный кодекс нового человека. Ну и
третий закон – закон вертикального взлета: чтобы каждый человек имел
право, да, и пребывал в состоянии вертикального взлета.
-Одна из
песен на альбоме «Магнетизм» посвящена Дракуле? Это что, такая мистическая
любовь?
-Мы считаем, что Дракула – это один из посланников Космоса
на Землю. Он – один из тех вечных жителей которых существовало достаточно
много. Скажем, Лао-цзы…Дракула принес философию обмена энергиями. Это
проявлялось в том, что он пил кровь, а человек, у которого тот пил кровь,
становился бессмертным. При этом очень важна вот эта эстетская позиция
Дракулы: человек, теряя себя, находит новое воплощение. Как правило. Это
происходило через суперлюбовь. И культ Дракулы важен для нас как не культ
отрицательного героя, а как положительного героя, который при исчезновении
излучает свет, если он исчезает, а при жизни он накапливает его.
-
Любимое лакомство?
Анжей: Свежие мокры в лепестках орхидей.
Женя: Мизинчики гейш.
- Любимый пейзаж?
Анжей: Сад
изумрудных камней.
Женя: Вид с вершины Фудзи во время извержения.
- Любимый напиток?
Анжей: Двойной сакэ.
Женя:
Водка-«Мартини».
- А сущетвует ли у «Оберманекенов» свой фирменный
коктейль?
Анджей: У нас есть отличный коктейль, называется
«Анжелика, или Женщина вертикального взлета». Коктейль этот довольно
сложный: на два пальца наливается в стакан сакэ, добавляется на один палец
ямайского рома, на полтора пальца хорошего шотландского виски ячменного,
потом на вкус добавляется несколько капель свежей росы и вставляется туда
маленький психоделический грибок зонтиком.
- И что случается
потом?
Женя: А потом просто этот коктейль выливается в ручей и
пьется уже …в устье.
- Любимое время суток?
Анджей: С часа
ночи до шести часов утра. Когда все спят. Очищается пространство,
вибрации. Начинается настоящий магнетизм.
- А что означает
название – «Оберманекен»?
Анжей: Манекен, который стоит в витрине
и несет моду, он неагрессивен, неэнергичен. Он не ломает витрину, не
выходит на улицу. А оберманекен – это уже звание, сверхманекен. Это уже не
предмет, это суть некого персонажа, который несет некую моду. А еще это
связано с образом «Лебединого короля», короля Баварского, который в
общем-то занимался всю жизнь только созданием красоты.
Женя: Это
человек, который финансировал все оперы Вагнера, у которого , собственно,
было то самое Лебединое озеро, о котором Чайковский написал балет.
Анжей: Людовик считал себя потомком тех людей, которые искали
священный Грааль и хранили потом. Это Рыцарство белого лебедя. И в знак
того, что этот Грааль сохраняется, он создал все это местечко, в котором
происходили магические рыцарские ритуалы. А магия для нас – один из
важнейших элементов современного мира.
-А что вы понимаете под магией?
Каково, на ваш взгляд, ее место, в современном мире?
- Магия стала
сейчас более эзотеричной, потому что на смену каким-то магическим вещам
человечество находит такие костыли-заменители. Допустим. Если нормальный
средневековый маг или даже какой-нибудь современник Кастанеды при желании
могли перемещаться по воздуху собственными силами, то сейчас человек
придумал самолет. Который попадает в крушения, аварии и т. д. На смену
нормальной телепатии, которую мы, например, развиваем, приходят такие
вещи, как пейджер, мобильник. Таким образом разрушается нормальная
экология, нарушается ритм и градация людей. Те люди, которые не могут и не
должны пользоваться магической функцией (скажем, бандиты), они ее получают
с помощью того же мобильника. На наш взгляд, это неправильно.
- И
поэтому в магии находятся какие-то новые области, которые становятся все
более тайными для современного мира, потому что он очень быстро
приспосабливает к себе с помощью всяких таким «заменителей» магические
идеи…
- Что является для вас бесспорным проявлением магии?
- Настоящая магия – это музыка, конечно.
- Ваша музыка
основана на магии?
- Конечно. Альбом «Магнетизм» предназначен для
«мантрового» прослушивания. Можно воспринимать это и как поп-музыку. А
можно улавливать здесь и более скрытые смыслы, вибрации.
- Только
с помощью магии можно прийти к чему-то изысканному тонкому,
необщественному (потому что любая магия эзотерична и любая эзотерика -
чиста).
-А как же уживаются магия и поп-культура?
-Хорошим
магом был, допустим, Унди Уорхол. Он умудрился создать поп-арт, такой
иронический. Но в то же время все это осталось в области такой хорошей
эзотерики.
-Мне кажется, Унди Уорхол стремился работать наоборот с
массовым сознанием, далеким от эзотерики.
- Все верно. Это была
довольно хитрая вещь в его стороны. Брались такие знаковые вещи, как
Мэрилин Монро, доллар, Элвис Пресли, Кеннеди, и они тиражировались. А что
такое тиражирование? Нормальное клонирование есть магический метод.
Фантомирование такое… И он продавал фантомы. Он не продавал Мэрилин Монро,
а продавал фантом Мэрилин Монро, не продавал знаки доллара, а продавал
фантомы долларов. И получал за это, вы общем-то, реальные…доллары. Это вот
такая алхимия получилась, одна из магических практик в современном мире.
- Такая магическая функция поп-культуры?
- Да, смысл
нормального поп-искусства в том, чтобы с помощью поп-медиа максимально
распространить некий текст. Чтобы те люди. Которые имеют возможность найти
в нем подтекст и дополнительное знание, зашифрованное, прочитали это.
- Вы занимаетесь именно такой поп-музыкой?
-Да, приятная
поп-музыка в данном случае является носителем . Можно сделать диско, можно
сделать рэп – и туда, как письмо в бутылке, положить некую информацию.
Даже вот в название «Нега и Роскошь» вложена некая такая информация. Можно
прочитать его буквально – как такое желание нежиться и «роскошествовать».
А дальше человек понимает, что нега и роскошь это просто определенная
технология для достижения каких-то определенных состояний. Причем эти
состояния более важны, чем стремление мягко спать и вкусно есть… Любой
человек может, например, купить наш альбом «Магнетизм», включить его у
себя в какой-нибудь «хрущобе» и слушать про то, что «в тебе есть
божественный хаос, сильнее наркотиков и алкоголя, я поднимаю свой парус с
блестящими искрами соли». И в принципе, на своем каком-то матрасике он
может унестись в какой-то фантом, в какой-то мир. Если этот фантомный мир
ему даст возможность и силы встать с этого матрасика и изменить свою
реальность, то какая-то из магических функций, видимо, будет выполнена.
|
ПОНРАВИЛОСЬ?
Другие интервью
Кстати...
Тексты некоторых песен "Оберманекена" , которых вы не найдете на официальном сайте группы, читайте ниже:
АВИАЦИЯ >
Лазерный луч скользит
по радужным граммпластинкам
эластичные люди
застыли в чарующих позах
мы похожи на сфинксов
мы похожи на черные розы
на танцевальных площадках луны
на окружает космическое пространство
авиация- это новый стиль танца
взрываясь от сна небесные метеориты…
озаряют все фейерверком
напоминающим летающих фрейлин
и там высоко в зените
где рвутся тонкие нити
ты как нефертити
на танцевальных плащадках луны
нас окружает космическое пространство
авиация- это новый стиль танца
пусть фиолетовой вспышкой
МЕЛЬКНЕТ ТВОЕ ТЕЛО
А ЗА СПИНОЙ РАСПАХНЕТСЯ
ШЕЛК ПАРАШЮТОВ
Я ПАРЮ В ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКАХ
СВОЕГО НАСЛАЖДЕНЬЯ
БЕЗ ДВИЖЕНИЯ
КАК ПИРАМИДЫ ХЕОПСА
НА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПЛАЩАДКАХ ЛУНЫ
НАС ОКРУЖАЕТ КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
авиация – это новый стиль танца
РЕЗИДЕНТКА МОССАДА
ты резидентка моссада
выходишь на явку из вишневого сада
в чем-то легком и белом
в руках парабеллум системы пистоль
я укрывшись газетой
стою у киоска
курю папироску
поправляя прическу ты шепчешь пароль-
это радость и боль
ты-резидентка моссада
ты набросишь на город
агентурную сеть
мне так не суметь
в спальне у мэра свое юное тело
ты подставляешь под плеть
во взгляде мороз
цает коротких волос
горящая медь
губная помада содержит капельку яда
это верная смерть
ты-резидентка моссада
передав микропленку
ты станешь девчонкой из мерседес-бенц
там где рвется – там тонко
ты скажешь негоромко
пора в булонский лес
ночь пройдет как в кино
после танцев-вино
и хороший секс
но заданью конец и холодный свинец
офицеру сс
ты- резидентка моссада
МЕСТО И ВРЕМЯ
Я думаю мне надо дать тебе имя
а также выбрать место и время
в семь часов на остановке трамвая
хотя я не уверен
ни в чем не уверен
мне надо придумать тебе сны о гавайях
белый песок и синее море
и тебя на борту парохода
но я не знаю
ничего не знаю
мне надо дать тебе какой-нибудь адрес
скажем у парка окнами в небо
дверь скорей всего будетс бронзовой ручкой
в форме орла или львиной лапы
мне надо придумать погоду для встречи
в семь часов вечера уже темно
фонари окружены желтым туманом
и ты на всякий случай
взяла с собой зонт
мне надо придумать что мы будем пить
в такую погоду хорошо пить коньяк
ты слегка захмелеешь и бартендер за стойкой
посмотрит на тебя как сексуальный маньяк
я знаю как пахнет твоя нежная кожа
ночным дождем и дикой вишней
ты закрываешь глаза и мурлычешь песню
которую я еще не слашал
французский язык обманет меня
хотя я вижу в глазах субтитры
но это не важно
совсем не важно
я грею руки под твоим теплым свитером
пожалуй я дам тебе еще одно свойство
ты иногда теряешь рассудок
твои кошачьи глаза сужаются в точку
в тебе просыпается дьявол
мне надо придумать тебе какое-то детство
школьную парту и пальцы в чернилах
а летом отдых на даче
или ты едешь на приморский курорт
но я совсем забыл описать твою внешность
длинные ресницы большой яркий рот
ты похпжа на птицу из жарких стран
случайно попавшую в северный город
я думаю мне надо изменить тебе имя
а также изменить место для встречи
я звоню путая последние цифры
у тебя все равно автоответчик
ну вот и все я задуваю свечи
спускаюсь вниз закрываю дверь
по дороге курю пряча спичку от ветра
на часах без пятнадцати семь
СПИ СО МНОЙ
спи со мной
как-будто в замерзшем лесу
спи на весу
спи с теми
с кем тебе по пути
но когда мы вдвоем
я кладу время на наши часы
но я не помню тебя
спи со мной
как-будто в замерзшем лесу
FBI
что может быть
лучше плохой погоды
я скроюсь в ночи
укрывшись плащем
над моей головой
горят холодные звезды
и твоя постель
станет мой дом
мы все агенты эф би ай
ты и я
мы все агенты эф би ай
ты он ай
я никогда не забуду
эти жаркие ночи калькутты
когда простыня струилась
меж наших ног
все остальное помнит
мой персональный компьютер
наша любовь для него
электрический ток
мы все агенты эф би ай
ты он я
мы все агенты эф би ай
ты он ай
ПОЛШЕСТОГО УТРА
полшестого утра
скоро выпадет снег
ты разбудишь меня
в этот странный рассвет
ты уйдешь словно ночь
ты всегда любишь ночь
ты всегда любишь дождь
в твоих синих глазах
этот странный рассвет
нас здесь уже нет
нас нет уже там
нас нет нигде
нас нет
в высоком стекле
голубиная кровь
полшестого утра
ты покажешь мне птиц
летящих на юг
но мы падаем вниз
и с помощью рук
ты покажешь мне сны
свет холодной луны
оставит огненный след
нас здесь уже нет
нас нет уже там
нас нет нигде
нас нет
в высоком стекле
голубиная кровь
полшестого утра
мы уедем в метро
в направлении ветра
в черно-белом кино
старые письма
горсть теплого пепла
волшебные числа
орбиты планет
нас здесь уже нет
нас нет уже там
нас нет нигде
нас нет
в высоком стекле
голубиная кровь
полшестого утра
скоро выпадет снег
твоя любовь
ПТИЦА ЛЕТЯЩАЯ
птица летящая вспять
о спокойная птица
что в воздухе строит
жилище свое
у границы
где наша планета сверкает
порою земля
ослепляет тебя
когда голову ты поднимаешь
рука вдруг возникшая перед глазами стена
между льющимся светом
и вами
и я уходил
окруженный тенями
и тысячью глаз
дорогих мне светил
птица летящая вспять
о спокойная птица
птица летящая вспять
о спокойная птица
что в воздухе строит
жилище свое
у граница
где память сверкает моя
В ПРИТОНАХ ТАИЛАНДА
В притонах Таиланда
Белые леди курят опиум
Тишина и прохлада
Орхидеи в высоких прическах
На цыпочках к ним приближаются
Мастера таиландского бокса
Приподнимают их
И вводят в них эластичные копья
Действуя быстро и точно
В притонах Таиланда
Выпускники Деля и Кембриджа
Устав от научной работы
По расщиплению атомных ядер
Производят спектральный анализ
Взглядов уличных женщин
Срывают запретный плод
В загадочном сердце Азии
Действуя быстро и точно
Заклинатели змей засыпают,
сложив изумрудные крылья
К ним в постель заползают
Анаконды и королевские кобры
Из лабиринтов черных зеркал
Потусторонние силы
Управляют дыханьем
Движением бедер
Действуя быстро и точно
ШАНХАЙ
О, этот счастливый случай
В шанхайском ресторане
Где ты танцевала
Свое одиночество
Тонкие вина
Прозрачные ткани
Где еще можно найти
Таких ритмичных любовниц
Танцуй эту ночь со мной
Танцуй эту страсть
Прикосновеньем нервного меха…
(гр. «Оберманекен», ТЕКСТЫ - Анжей Захарищев фон Брауш)
|